Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_>, заместитель руководитель Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>,
рассмотрев дело N 055/05/18-472/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Финансовые партнеры" (далее - ООО "Финансовые партнеры", Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителя <_>, законного представителя ООО "Финансовые партнеры", извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России из ФАС России поступило заявления гражданина <_> по факту осуществления 11.04.2019 в 13:00 (по омскому времени) на его абонентский номер <_> рекламного звонка от абонента <_>:
"- Центр юридической поддержки. Скажите, пожалуйста, у вас есть трудности с оплатой кредитов или микрозаймов? Мы помогаем в решении таких проблем.
- Ой, вы знаете у меня есть такая существенная проблема_ я не знаю, сможете ли вы мне помочь: поступают звонки рекламного характера с номеров, причем от тех лиц, которым я не давал своего согласия в письменном виде на получение рекламы. Как с ними бороться?
- Смотрите, это нужно подойти к нашему юристу, у нас консультация бесплатна, она субсидированная, и вам уже юрист подробнее скажет, что и как нужно делать, какие действия предпринять.
- Нет, давайте сделаем лучше так: вот этот разговор сейчас записывается, запись я отошлю в этот_ Федеральную антимонопольную службу и пускай она уже с вами разбирается в дальнейшем. Хорошо?
- Да, конечно. Можете о нас еще в интернете почитать - Капитал консалтинг.
- Да, я понимаю. Всего доброго.
- Да, конечно. Еще вопросы?"
По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), номер абонента <_> принадлежит номерной емкости, закрепленной за ООО "Уралмикро" (г. Тюмень).
На запрос Омского УФАС России ООО "Уралмикро" в ответе от 07.05.2019 исх. N 27 сообщило, что "_Между ООО "Уралмикро" и ООО "Финансовые партнеры" заключен договор на предоставление услуг связи N NET0243 от 28 января 2019 года, в рамках договора Оператор связи предоставляет в пользование Абоненту абонентский номер <_>_".
ООО "Финансовые партнеры" в письме от 24.05.2019 б/н указало следующее: "_11.04.2019 в 13:00 (по омскому времени) на абонентский номер <_> совершен с абонентского номера <_> звонок от сотрудника ООО "Финансовые партнеры" с целью предоставления справочной информации, а также с целью опроса населения города Омска об имеющихся кредитах, проблемах их выплат, а также самостоятельных решений об их урегулировании либо обращений в специализированные организации_
Дополнительно в отзыве на определение Омского УФАС России от 10.06.2019 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Общество указало (вх. 6606э от 27.06.2019): "ООО "Финансовые партнеры" проводят социальный опрос населения, связанный с написанием в дальнейшем в СМИ города Омска и в других регионах России "О проблемных кредитах, их причины и последствия".
Кроме того, не является рекламой справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижения товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. К данным материалам положения Закона о рекламе не применяются (пункт 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе)...".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Довод Общества о том, что информация, озвученная сотрудником Центра юридической поддержки в ходе телефонного разговора не отвечает признакам рекламы, не являлась таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", согласно которому данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой, Омское УФАС считает необоснованным.
Материал, содержащий в себе информацию аналитического и обзорного характера, имеющий в качестве своей цели не привлечение внимания потенциального потребителя к какому-либо товару (услуге) или группе товаров (услуг), а донесение сведений до широкого круга потребителей, в том числе справочный материал и т.п. не признается рекламой в контексте Федерального закона "О рекламе".
Аналитический материал по своей сути представляет собой информационный блок, состоящий из описания исследования какого-либо факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов, характерный для совокупности товаров.
Таким образом, для признания информации, носящей аналитический, обзорный или справочный характер, должен соблюдаться ряд требований, в частности, если информирование потребителя является специализированной целью ООО "Финансовые партнеры", о совокупности услуг рассказывается в повествовательной (как позитивной, так и негативной) манере, не выделяются на общем фоне конкретные продукты, а наоборот проводится аналитическое сравнение и выборка, такая информация может быть признана не рекламой.
Таким образом, распространенная сотрудником Центра юридической поддержки в ходе телефонного разговора информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена по сетям электросвязи, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к Центру, а также к оказываемым им услугам - консультации юриста.
При этом согласие гражданина <_> (абонентский номер <_>) на получение рекламы от ООО "Финансовые партнеры" в адрес Омского УФАС России представлено не было.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
ООО "Финансовые партнеры" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
На основании изложенного, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "Финансовые партнеры" требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер <_> без получения предварительного согласия абонента <_>на получение рекламной информации.
Учитывая пояснения ООО "Финансовые партнеры" (вх. 6606э от 27.06.2019) о том, что "_Звонки ООО "Финансовые партнеры" на абонентский номер <_> в дальнейшем не осуществлялись_", Комиссия Омского УФАС России приняла решение о нецелесообразности выдачи ООО "Финансовые партнеры" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО "Финансовые партнеры" (ИНН 7204192350, ОГРН 1137232045279), выразившиеся в осуществления 11.04.2019 в 13:00 (по омскому времени) рекламного звонка на абонентский номер <_> без получения предварительного согласия абонента <_> на получение рекламной информации, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Финансовые партнеры" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 02.07.2019.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 июля 2019 г. N 055/05/18-472/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2019