по результатам рассмотрения жалобы ООО "Як-Авто" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
20.06.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
рассмотрев жалобу ООО "Як-Авто" от 13.06.2019 N ТФ/29007/19, направленную письмом Московского УФАС России на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" при проведении аукционов на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений автотранспортом (извещение NN 31907817287, 31907817429, 31907817205, 31907817131, 31907820588, 31907816832, 31907816211, 31907816257, 31907819767, 31907816318, 31907817794), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Як-Авто" (далее - Заявитель), направленную письмом Московского УФАС России от 13.06.2019 N ТФ/29007/19, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении аукционов на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений автотранспортом (извещение NN 31907817287, 31907817429, 31907817205, 31907817131, 31907820588, 31907816832, 31907816211, 31907816257, 31907819767, 31907816318, 31907817794) (далее - Аукционы, Жалобы).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукционов, аукционные документации (далее - Извещения, Документации) размещены в ЕИС - 25.04.2019;
Начальная (максимальная) цена договоров - 54 450 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 06.05.2019;
Дата проведения торгов - 15.05.2019;
Дата подведения итогов Аукционов - 20.05.2019;
На участие в Аукционах подано по каждой закупке по 2 заявки, из них 1 заявка признана соответствующей требованиям Документаций;
По результатам проведения Аукционов заключены договоры 04.06.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и документы представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 8.10.1 Документации заявка на участие в Аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным Документацией, и подлежит отклонению в случае:
непредоставления документов, которые предусмотрены подпунктом 3.1.3 части I Документации, или их несоответствия требованиям Документации, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки;
несоответствия участника закупки требованиям, установленным Документацией в соответствии с подпунктом 1.4.3, подпунктом 1.4.4 части I Документации.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей аукционных заявок от 20.05.2019 б/н Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании подпунктов 1.1, 2.4 раздела 3 главы 2 приложения N 2 Положения о закупки в связи с не предоставлением документов, предусмотренных пунктом 3.4.2 информационной карты Документации, а именно:
не представлены копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период текущего финансового года (3 месяца/ 6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года).
уровень обеспеченности финансовыми ресурсами у участника аукциона ниже порога, установленного пунктом 3.1 информационной карты документации, а именно ниже 40 единиц.
Расчет уровня обеспеченности финансовыми ресурсами осуществляется Заказчиком".
Пунктом 3.4.2 информационной карты Документации установлено, что в составе заявки участнику необходимо представить, в том числе, копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период текущего финансового года (3 месяца/ 6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года) в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными Документацией и главой 2 "Типовая методика рассмотрения заявок участников" приложения N 2 к Положению о закупке).
Вместе с тем, согласно пункту 2 раздела 5 Положения о закупках бухгалтерская (финансовая) отчетность за истекший период текущего финансового года, подготовленная в соответствии со стандартами РСБУ, не предоставляется, если срок окончания подачи заявок до 30 июля текущего года включительно.
При этом согласно сведениям, размещенным в ЕИС, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2019.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно требованиям пункта 3.4.2 информационной карты участнику необходимо представить копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период текущего финансового года (3 месяца/ 6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года), вместе с тем, указанные документы Заявителем не представлены в составе заявки на участие в Аукционе, в связи с чем Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, учитывая положения пункта 2 раздела 5 Положения о закупках, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обязанность Заявителя в составе заявки представить копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период текущего финансового года (3 месяца/ 6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года).
При этом согласно пункту 1.4.4 Документаций к участникам закупок могут быть установлены требования, в том числе, "об уровне обеспеченности финансовыми ресурсами у участника закупки должен быть не ниже 40 единиц, согласно Методике расчета финансовой обеспеченности участника (Раздел 5 Главы 2 "Типовая методика рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии)" Приложения N 2 к Положению о закупке)".
Согласно пунктом 3.4.1 информационной карты Документации участник Аукционов должен соответствовать требованию, в том числе, согласно которому уровень обеспеченности финансовыми ресурсами у участника Аукционов должен быть не ниже 40 единиц, согласно методике расчета финансовой обеспеченности участника (Раздел 5 Главы 2 "Типовая методика рассмотрения заявок участников" Приложения N 2 к Положению о закупке).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявки Заявителя и пояснил, что с целью подтверждения соответствия требованиям пункта 3.4.1 информационных карт Документаций, а именно по коэффициенту соизмеримости годовой выручки (Ксв.) Заявителем представлены бухгалтерские финансовые отчетности за 2018 год, с указанием суммы выручки за отчетный год 16447 руб., в связи с чем, по формуле оценки финансовой отчетности участника по коэффициенту соизмеримости годовой выручки Заявителю присвоена оценка 0 (Ксв=0).
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил документы, а именно бухгалтерскую отчетность за 2018 год и пояснил, что Заказчиком при расчете формулы уровня финансовой обеспеченности, а именно по коэффициенту соизмеримости годовой выручки (Ксв.) присвоено оценка 0 (Ксв=0) поскольку Заказчиком при расчете формулы указана сумма из бухгалтерского отчета 16447 руб., вместе с тем, указанная сумма согласно представленной бухгалтерской отчетности указана в тысячекратном размере (тыс. руб.), в связи с чем Заказчиком некорректно произведены подсчеты по коэффициенту соизмеримости годовой выручки.
Изучив имеющиеся материалы, заявки Заявителя Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем в составе заявок, поданных на участие в Аукционах, представлена бухгалтерская отчетность за 2018 год, при этом в разделе выручка указана сумма 16447 тыс. руб., при этом в графе "единицы измерения" указанной бухгалтерской отчетности единицы измерения указаны в "тыс. руб.", в связи с чем Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет указанной формулы.
Кроме того, требование о предоставлении документов финансовой отчетности участника закупки для дальнейшего перерасчета по критериям, установленным Заказчиком в Документации, является неправомерным.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявки Заявителя по в связи с несоответствием указанным требованиям Документации, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Як-Авто" (ИНН: 7840455937, ОГРН: 1117847330248) от 31.05.2019 N ПО/26875/19, направленную Московским УФАС России, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) (далее - Заказчик) при проведении аукционов на оказание услуг по перевозке почтовых отправлений автотранспортом (извещение NN 31907817287, 31907817429, 31907817205, 31907817131, 31907820588, 31907816832, 31907816211, 31907816257, 31907819767, 31907816318, 31907817794) обоснованной.
Признать в действиях ФГУП "Почта России" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 20.06.2019 N 223-ФЗ-647/19 не выдавать, поскольку по результатам проведения Аукциона 04.06.2019 заключен договор.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.06.2019 N 223-ФЗ-647/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июня 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.06.2019