Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/21-272/2019 в отношении ИП <...> по факту размещения по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а рекламных вывесок с помощью объемных светодиодных букв на композитном основании короба с надписью "Пиво даром", содержащего признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст.21, ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе"(далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение председателя НО "Пивная Ассоциация РТ" <...> (вх. N2794/ж от 21.02.2019 г.) о проверке соблюдения Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ по факту размещения по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а, рекламных вывесок с помощью объемных светодиодных букв на композитном основании короба с надписью "Пиво даром", содержащего признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21, п. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Определением от 28 июня 2019 года Татарстанским УФАС России в отношении ИП <...> было возбуждено производство по делу N 016/05/21-272/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно Протоколу заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства, в части работы по пресечению недобросовестной конкуренции при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 мая 2019 года, Экспертами было установлено, что использование слова "даром" в рекламных слоганах, вводит потребителя в заблуждение, поскольку продукция не раздается в дар, то есть безвозмездно, что нарушает требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
На заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 12 апреля 2019 года, 15 мая 2019 года, 07 июня 2019 представитель ИП <...> не явился, ходатайств, а также письменных объяснений не поступало. Материалы дела содержат доказательства надлежащего уведомления всех лиц о времени и месте рассмотрения дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив материалы дела, оценив содержание рассматриваемой в деле рекламы установила следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) одной из основных целей Закона о рекламе является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно письму ФАС России МО от 27 декабря 2017 г. N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
С учетом вышеизложенного, основная масса продукции, выпускаемой в данном магазине под обозначением "Пиво даром" является алкогольная продукция (пиво). Более того, наличие в рекламной надписи "Пиво даром" указывает на то, что в данном заведении реализуется пивные напитки.
В городе Альметьевск есть несколько магазинов с привлекательным названием "Пиво Даром". Однако слово "даром" вводит в заблуждение потребителей рекламы. Таким образом, внимание потребителя фокусируется на утверждении "Пиво Даром", и содержание дает потребителям основание полагать, что данная продукция предоставляется бесплатно и является рекламой, так как содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Исходя из норм п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Вместе с тем, пунктом 16 Письма Президиума ВАС РФ N37 разъясняется, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Согласно вступившим в силу с 1 июля 2012 года нормам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" пиво отнесено к алкогольной продукции.
Требованиям действующего законодательства, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента отнесены к алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- информация распространена посредством наружной рекламной конструкции на внешней стороне зданий;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является продукция магазина "Пиво даром".
Таким образом, по факту размещения рекламы по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а, рекламных вывесок с помощью объемных светодиодных букв на композитном основании короба с надписью "Пиво даром", были нарушены требования п. 5 ч. 2 ст.21, ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Из положений части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение п. 5 ч. 2 ст. 21, ч.7 ст. 5 названного закона ответственность несет рекламораспространитель, рекламодатель
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На момент вынесения решения у Комиссии отсутствуют сведения о прекращении размещения данной рекламной конструкции, соответственно у Комиссии имеются основания для выдачи предписания.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
Признать рекламу "Пиво даром" размещенную по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а,, ненадлежащей, нарушающей требования ч.7 ст.5, п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2019 г. N 016/05/21-272/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.06.2019