Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Волжская фабрика упаковки" на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия (извещение N 31907939460 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в отсутствие: заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
в присутствии: представителя МУП г. Бердска "Комбинат бытовых услуг" "_"
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Волжская фабрика упаковки" (вх. N 4143э от 07.06.2019 года) на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия (извещение N 31907939460 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
Из положений рассматриваемой закупки, следует, что предметом осуществляемой закупки является поставка продукции оксихлорида алюминия (техническое задание закупочной документации, Приложение N3). Согласно п. 4 Технического задания Заказчика, товар должен иметь срок хранении не менее 12 месяцев со дня получения продукции.
Таким требованием, Заказчик ограничил число потенциальных поставщиков, в связи с тем, что:
Согласно ГОСТу Р 51642-2000 "Коагулянты для хозяйственно-питьевого водоснабжения" условия хранения определяется согласно нормативным и техническим документам на коагулянт.
Таким образом, срок хранения устанавливается производителем согласно Техническим условиям и исчисляется с даты изготовления, а не поставки/передачи продукции покупателю.
На рынке РФ представлен оксихлорид алюминия различных производителей (ООО "Аква- реагент", ОАО "Аурат", ООО "Сибресурс" и пр.), которые производят продукт со сроком хранения не более 12 месяцев с даты изготовления.
Производитель не может устанавливать срок хранения с даты передачи его Покупателю в отрыве от даты его производства.
Чтобы удовлетворять требованиям Заказчика по сроку хранения не менее 12 месяцев с даты получения продукции, поставщик должен в один день изготовить данный продукт и передать его Покупателю.
Таким образом, потенциальным участником спорного аукциона может быть только производитель (не поставщик, не дилер), имеющий производство в непосредственной близости от Заказчика.
Таким участником может быть лишь ООО "Сибресурс", имеющее производство в г. Новосибирске.
Закупочная документация аукциона предусматривает поставку товара "до 31 декабря 2019 г. партиями по 3,9 тонны по заявке Заказчика".
Таким образом, необоснованность требования по сроку хранения в течение 12 месяцев со дня получения продукции подтверждается тем, что срок поставки установлен до 31.12.2019 г
Так ООО "Волжская фабрика упаковки" осуществляет реализацию оксихлорида алюминия марки MetaPAC25 ТУ 20.13.62-011-95958059-2018, производства ООО "Химпром" (г. Кемерово), который соответствует всем физико-химическим требованиям, но как и другие аналогичные оксихлориды алюминия имеет срок хранения 12 месяцев с момента изготовления.
Чтобы поставить оксихлорид алюминия от производителя ООО "Химпром" (г. Кемерово) требуется 2 рабочих дня, 1 день - необходим на производство партии товара, 1 день - по перевозку до Покупателя. Например, если производство партии товара будет осуществлено 01.07.2019 г., 02.07.2019 г. будет осуществлена поставка Заказчику, но срок хранения данной партии будет менее 12 месяцев.
Заявитель считает, что в случае установления Заказчиком в документации срока хранения не менее 11 месяцев, расширит круг потенциальных участников закупки, что приведет к экономически эффективному результату закупки.
Заказчиком в апреле было размещено извещение N31907761904 по проведению аукциона с предметом закупки - оксихлорид алюминия ТУ 2152-001-59254368-2013 (ООО "Сибресурс"), при этом документация не содержала возможность предложения эквивалента.
ООО "ВФУ" обжаловало документацию вышеуказанной закупки.
Решением УФАС Новосибирской области от 30.04.2019 г. N054/01/18.1.-777/2019 признало жалобу ООО "ВФУ" обоснованной, а действия Заказчика признало ограничивающими конкуренцию.
Заказчику было выдано предписание об аннулировании электронного аукциона по извещению N31907761904.
Согласно пункту 6.1. ФЗ N223-ФЗ в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости). В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Заказчик установил требования к предмету закупки в Техническом задании в виде:
1 |
Оксихлорид алюминия |
тн |
23,4 |
1. Физическое состояние- густая вязкая жидкость, сероватого цвета без запаха, не горючая, пожаровзрывобезопасная, прекрасно растворяется в воде. 2. Плотность: не менее 1,3 г/см3 3. Массовая доля основного вещества в пересчете на A12O3:не менее 21% 4. Атомное соотношение С1/А1: не менее 1,5 5. Массовая доля железа: не более 0,3% 6. рН: не менее 3 |
Техническое задание Заказчика устанавливает неконкретные значения по показателям.
Тогда как, в "Заявке на участие в аукционе (Первая часть)" Приложение N1 к документации, участник должен указать "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Участник не имеет возможности указать конкретные показатели товара оксихлорида алюминия, так как данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.
Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными Техническими условиями производителя.
Закупочная документация не позволяет участникам закупки сформировать первую часть заявки надлежащим образом.
Таким образом, в действиях заказчика содержатся нарушения пункта 6.1. статьи 3 ФЗ N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, способном повлечь за собой ограничение количества участников электронного аукциона.
Жалоба ООО "Волжская фабрика упаковки" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат Бытовых Услуг" представило следующие возражения на жалобу.
В соответствии с п.1 ст. 472 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Техническими условиями на закупаемый в рамках аукциона в электронной форме срок годности установлен в 12 месяцев.
Заказчиком же в Техническом задании (далее по тексту - ТЗ) сроком в 12 месяцев определен срок хранения Товара.
При этом, использование данного коагулянта после истечения срока годности возможно на основании проверки на соответствие требованиям в лабораторных условиях. Данный факт подтверждается также и Техническими условиями, приложенными подателем жалобы к документам заявки посредством функционала ЭТП РТС-Тендер. Таким образом, Товар, произведенный, условно, 01.07.2019 года и поставленный 02.07.2019 года (по данным подателя жалобы) будет принят Заказчиком, как поставленный с соблюдением требований договора поставки - при условии, что срок его годности будет составлять не менее 12 месяцев, т.к. в соответствии с лабораторными испытаниями данный товар возможно использовать по прямому назначению еще в течении некоторого времени после истечения сроков годности.
Таким образом, указывая срок хранения Товара равным не менее 12 месяцев, Заказчик никаким образом не ограничивает конкуренцию и чье бы то ни было право на участие в конкурентной закупке.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, "Заказчик необоснованно устанавливает срок хранения в течении 12 месяцев со дня получения, что подтверждается тем, что срок поставки установлен до 31.12.2019 г.". Умозаключения ООО "ВФУ" не имеют под собой никаких оснований. Поставка Товара в срок до 31.12.2019 г. говорит только о том, что до этого срока необходимо осуществить поставку. Ни о чем ином этот срок не говорит. В соответствии с ТЗ, Заказчику требуется осуществить поставку оксихлорида алюминия партиями по 3,9 тн в срок до 31.12.2019. Срок хранения каждой партии товара (срок считается не от даты первой поставки, а от даты каждой поставки - в соответствии с условиями ТЗ) устанавливается в 12 месяцев, из чего следует, что Товар из последней партии - поставки 31.12.2019 г. - может быть использован Заказчиком в течении 12 месяцев от указанной даты
Состоявшееся ранее решение антимонопольного органа об ограничении конкуренции в сфере закупок по поставки коагулянта - оксихлорида алюминия - касалось химико-физических показателей (параметров) самого коагулянта, указанными Заказчиков в конкретных цифрах. В настоящей закупке учтены требования УФАС Новосибирской области, и требования к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара указаны в диапазонном значении, что позволяет предлагать аналогичный товар. Таким образом, отсылка заявителя к ранее принятому решению не имеет отношения к настоящей жалобе.
Описание предмета конкурентной закупки определяется нормами пп.6.1 ст. 3 ФЗ N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разделом XII Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП "КБУ". В соответствии с указанными нормами Заказчиком при описании предмета настоящей закупки указаны ДИАПАЗОННЫЕ значения ("не конкретные", в соответствии с формулировкой подателя жалобы). При этом в своей жалобе сам податель говорит, что не может указать "конкретные показатели Товара".
При подаче заявки на участие в аукционе потенциальный поставщик указывает те значения, которые соответствуют его техническим условиям, а Заказчик определяет, укладываются ли данные показатели в его диапазонные значения. ООО "ВФУ" является участником электронного аукциона на право заключения договора поставки оксихлорида алюминия. Им была подана заявка посредством функционала ЭТП; по результатам рассмотрения первой части заявки (в которой он, тем не менее - несмотря на доводы своей же жалобы - смог указать те значения, которые соответствовали Техническому заданию Заказчика) он был допущен к участию в аукционе; поучаствовал в аукционе, проиграл его по цене; по результатам рассмотрения вторых частей заявок был допущен к участию в аукционе, но все равно нашел повод обратиться в контролирующий орган с безосновательной жалобой на действия Заказчика, приостановив закупку, так необходимую Заказчику для обеспечения населения безопасной питьевой водопроводной водой.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
31.05.2019 г. МУП "КБУ" в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 31907939460 о проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия.
Аукцион в электронной форме проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
МУП "КБУ" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" утвержденным директором МУП "КБУ" В.В. Воспанчуком, приказом от 26.12.2018 г. N123-Т.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно п. 4 приложения N 3 к аукционной документации, установлены требования к гарантии: товар должен соответствовать паспортным данным. Срок хранения согласно паспорту товара, но не менее 12 месяцев со дня получения продукции.
Исходя их технических условий, технических регламентов применяемых к продукции химического производства, на продукцию устанавливается гарантийный срок с момента изготовления определенного химического реагента, а также срок хранения, при соблюдении всех требований устанавливается с момента изготовления данного реагента (в части ТУ 2152-001-59254368-2013, ТУ 20.13.62-011-95958059-2018).
Установление в аукционной документации требований к сроку хранения не менее 12 месяцев со дня получения продукции, а иначе со дня поставки, не соответствует указанным требованиям, вводит в заблуждение относительно исчисления сроков потенциальных участников аукциона.
Одним из принципов ведения закупочной деятельности, установленными Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", является информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пп.1,2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Ситуация, при которой хозяйствующий субъект - потенциальный участник торгов может быть введен в заблуждение относительно сроков хранения продукции не в полной мере отвечает указанным принципам, а также создает неизбежный риск сокращения числа участников закупки, что, в свою очередь, неизбежно негативно сказывается на состоянии конкуренции при проведении таких торгов.
В соответствии с приложением N1 к аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
"2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим абзацем, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Потенциальным участникам невозможно установить конкретные показатели товара оксихлорида алюминия, так как данная информация будет известна только после испытаний определенной партии, данные показатели могут варьироваться в каждой партии. Косвенным подтверждением данного факта является то, что оба участника не указали в заявках конкретные показатели, указав диапазон значений.
Предоставление участниками аукциона в первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям диапазона, установленным в документации об электронном аукционе, обременяют участника аукциона заблаговременно произвести/приобрести товар, являющийся предметом закупки, для проведения необходимых испытаний и получения соответствующих конкретных показателей товара.
При этом Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке и до подведения итогов закупки, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих конкретных показателях товара предлагаемого к поставке при подаче заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования являются избыточными, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения конкретных показателей для каждой партии.
Аналогичная правовая позиция изложена в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", решением ФАС N223ФЗ-42/19 от 17.01.2019 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Волжская фабрика упаковки" на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку оксихлорида алюминия (извещение N 31907939460 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Выдать заказчику Муниципальному унитарному предприятию г. Бердска "Комбинат Бытовых Услуг" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июня 2019 г. N 054/01/18.1.-1170/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2019