Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2019 года Волгоград
В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее - Комиссия):
Председатель Комиссии: Я. О.И. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: С.О.Л. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Т. С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 034/01/17.1-231/2019 по признакам нарушения администрацией Нижнедолговского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3417004780, х. Нижнедолговский, Нехаевский район, Волгоградская область, 403191, далее - Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в отсутствие представителей Администрации (уведомлены надлежащим образом, получено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации от 15.05.2019 N б/н), представителя прокуратуры Нехаевского района Волгоградской области (уведомлен надлежащим образом), ИП Резник А.П. (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
04.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступили материалы прокуратуры Нехаевского района Волгоградской области (вх. N 1737 от 04.03.2019), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства администрацией Нижнедолговского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) при заключении с индивидуальным предпринимателем Резник А.П. (далее - ИП Резник А.П.) договоров аренды муниципального имущества - нежилого помещения площадью 20 кв.м, расположенного в здании по адресу: ул. Победы, д. 62, х. Нижнедолговский, Нехаевский район, Волгоградская область (далее - Муниципальное имущество).
Из указанных материалов установлено, что 01.05.2017 между Администрацией и ИП Резник А.П. заключен договор N 5 аренды Муниципального имущества (далее - Договор N 5). Срок действия Договора N 5 с 01.05.2017 по 31.12.2017.
01.01.2018 между Администрацией и ИП Резник А.П. заключен договор N 6 аренды Муниципального имущества (далее - Договор N 6). Срок действия Договора N 6 с 01.01.2018 по 31.12.2018.
29.12.2018 между Администрацией и ИП Резник А.П. заключен договор N 4 аренды Муниципального имущества (далее - Договор N 4). Срок действия Договора N 4 с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Согласно акту приема-передачи от 29.12.2018 Имущество передано ИП Резник А.П.
В ходе рассмотрения дела N 034/01/17.1-231/2019 установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации от 15.12.2010 N 34АА 180365 Муниципальное имущество принадлежит Администрации на праве собственности.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы: Закон о защите конкуренции; приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок); материалы дела N 034/01/17.1-231/2019.
В соответствии с п. 10.9 Порядка подготовлен обзор состояния конкуренции на товарном рынке по передаче Муниципального имущества в аренду, который включает в себя определение временного интервала исследования товарного рынка; определение предмета договора, заключаемого в отношении Муниципального имущества.
Временной интервал настоящего исследования определен сроком действия Договоров - с 01.05.2017 (дата заключения Договора N 5) по 31.12.2019 (дата окончания действия Договора N 4).
Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены на основании вышеуказанного предмета Договоров, заключенных в отношении исследуемого товара.
Из материалов дела N 034/01/17.1-231/2019 следует, что между Администрацией и ИП Резник А.П. заключены Договоры N 5, N 6, N 4 предметом которых является передача Муниципального имущества в аренду.
Таким образом, предметом Договоров N 5, N 6, N 4 на исследуемом товарном рынке является передача Муниципального имущества в аренду.
30.04.2019 Управлением вынесено заключение об обстоятельствах дела N 034/01/17.1-231/2019 (далее - Заключение от 30.04.2019), согласно которому Комиссия по рассмотрению дела N 034/01/17.1-231/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации при заключении с ИП Резник А.П. Договоров N 5, N 6, N 4.
Администрацией, иными лицами, участвующими в деле письменные и устные возражения на Заключение от 30.04.2019 не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В результате осмотра официального сайта www.torgi.gov.ru информация о проведении Администрацией торгов в отношении Муниципального имущества не обнаружена.
На заседании Комиссии при рассмотрении дела N 034/01/17.1-231/2019 представитель Администрации пояснил, что торги в отношении Муниципального имущества не проводились.
Частью 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее, чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.
Согласно представленным документам, общая площадь административного здания, расположенного по адресу: ул. Победы, д. 62, х. Нижнедолговский, Нехаевский район, Волгоградская область составляет 130,2 кв.м. Администрацией предоставлено в аренду ИП Резник А.П. нежилое помещение площадью 20 кв.м, что превышает десять процентов площади вышеуказанного административного здания.
В соответствии с абз. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно письму Администрации от 23.06.2019 исх. N 50 оценка рыночной стоимости Муниципального имущества не проводилась, расчет арендной платы производился исходя из базовой величины стоимости 1 кв.м и коэффициента-дефлятора. ИП Резник А.П. своевременно вносит арендную плату, при заключении договоров Администрация действовала на основании ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На заседание Комиссии представлен акт сверки взаимных расчетов между Администрацией и ИП Резник А.П., согласно которому у ИП Резник А.П. не имелось задолженности по арендным платежам.
На основании изложенного, Администрацией при заключении Договоров N 5, N 6, N 4 не соблюдены условия, предусмотренные п. 14 ч. 1, ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Поскольку в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, то их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Заключение Договоров N 5, 6, 4 в отношении Муниципального имущества без проведения торгов и в отсутствие предусмотренных законом оснований для их заключения без проведения торгов, свидетельствует о создании условий для наступления последствий в виде недопущения конкуренции.
Таким образом, с учетом обстоятельств дела и требований Закона о защите конкуренции для заключения Договоров N 5, 6, 4 надлежало провести торги.
2. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче органам местного самоуправления обязательных для исполнения предписаний.
В связи с тем, что Договор N 4 в настоящее время является действующим, Комиссия считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о принятии в установленном законодательством порядке исчерпывающих мер по расторжению Договора N 4 и возврату Муниципального имущества.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 3 ст. 41, ст. 49 - 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения администрацией Нижнедолговского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3417004780) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с ИП Резник А.П. договоров от 01.05.2017 N 5, от 01.01.2018 N 6, от 29.12.2019 N 4 аренды муниципального имущества - нежилого помещения площадью 20 кв.м, расположенного в здании по адресу: ул. Победы, д. 62, х. Нижнедолговский, Нехаевский район, Волгоградская область, без проведения торгов.
2. Выдать администрации Нижнедолговского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 27 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2019