по результатам рассмотрения жалобы ООО "НИЦ ПС" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
29.04.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "НИЦ ПС" от 23.04.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Загорская ГАЭС-2" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по выравниванию здания станционного узла Загорской ГАЭС-2 (извещение N 31907546950), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "НИЦ ПС" (далее - Заявитель) от 23.04.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Загорская ГАЭС-2" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по выравниванию здания станционного узла Загорской ГАЭС-2 (извещение N 31907546950) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО "РусГидро", утвержденного протоколом заседания Совета директоров ПАО "РусГидро" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
19.02.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата окончания подачи заявок - 20.05.2019;
дата рассмотрения заявок - 20.06.2019;
дата подведения итогов - 01.07.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 2 760 300 110 рублей.
В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 29.04.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно не указано требование о наличии патента по использованию технологии, используемой при выполнении работ по предмету закупки;
Заказчиком неправомерно не представлены разъяснения положений Документации на запросы NN 15,16 от участников закупки;
Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к конкретному производителю товара, используемому при выполнении работ по предмету закупки;
Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к коллективному участнику закупки;
Заказчиком неправомерно занижена начальная (максимальная) цена договора;
Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно не указано требование о наличии патента по использованию технологии, используемой при выполнении работ по предмету закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен подпунктом "г" пункта 1.3.2.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы, документы и пояснил, что выполнение работ, указанных в техническом задании Документации, требует наличия у участника закупки патентов NN 2603785, 2603783, 2603786, 2603779, поскольку технология компенсационного нагнетания является изобретением, запатентованным в установленном законодательством порядке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы, техническое задание и пояснил, что выполняемые работы согласно техническому заданию Документации не требуют наличия патентов у участника закупки, поскольку технология выполнения работ по указанным Заявителем патентам не включает в себя работы по выравниваю и подъему сооружения, буровые работы, выполнение управляемого процесса подъема сооружения. Кроме того, технология по указанным патентам предусматривает величину подъема сооружения не более чем на 85 мм., в то время как выполнение работ согласно техническому заданию Документации предусматривает подъем сооружения более чем на 1 метр.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно не представлены разъяснения положений Документации на запросы NN 15,16 от участников закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны, в том числе, формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений Документации.
При этом, согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, Заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы, сведения и пояснил, что Заказчиком в нарушение сроков, установленных Законом о закупках, не представлены разъяснения положений Документации на запросы NN 15,16, поступившие в адрес Заказчика 29.03.2019.
Изучив информацию, размещенную в ЕИС, Комиссией ФАС России установлено, что по указанным запросам Заказчиком представлены разъяснения, содержащие формулировку: "Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте электронной торговой площадки Акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" https://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ отдельной публикацией".
Таким образом, действия Заказчика, не представившего разъяснения положений Документации в установленные законодательством сроки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, подпункту "г" пункта 1.3.2.2 Положения о закупках, Закона о закупках и нарушают положения части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к конкретному производителю материала, используемому при выполнении работ по предмету закупки.
В соответствии с таблицей N 1 приложения N 1 Документации участник закупки должен подтвердить выполнение работ по предмету закупки в соответствии с требованиями разработанной Документации без перечисления качественных и функциональных характеристик используемых товаров.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что указание Заказчиком в документации инъекционных составов КН-1, КН-2 производства ООО "Нанопром" является неправомерным и ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно требованиям технического задания Документации предметом закупки является выполнение комплекса работ по выравниванию здания станционного узла Загорской ГАЭС-2, при этом указание инъекционных составов КН-1, КН-2 производства ООО "Нанопром" установлено разработчиком проектной документации, а именно АО "ПИНИИ "Гидропроект" им. С.Я. Жука" в томе 1938-40-094.8.2 раздел 7.6.1.2 "Требования к материалам" с целью определения качественных и функциональных характеристик, предъявляемых к инъекционным составам, используемым в ходе выполнения работ по предмету закупки.
Также на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки участнику необходимо дать согласие на выполнение работ по предмету закупки согласно требованиям к техническим и функциональным характеристикам к товарам и работам, указанным в Документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводы Жалобы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к коллективному участнику закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Пунктом 3.1.1 Документации установлено, что участвовать в закупке может юридическое / физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или несколько юридических / физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
При этом согласно пункту 3.2.5 Документации каждый член коллективного участника (включая лидера Коллективного участника) должен отвечать всем обязательным требованиям Документации, изложенным в приложении N3 к Документации (подраздел 10.1 Документации). При этом проверка на соответствие обязательным требованиям, установленным в пункте 3 подраздела 10.1 Документации, производится в отношении члена коллективного участника только в части объема поставки продукции, который ему предполагается поручить в соответствии с планом распределения объемов поставки продукции внутри коллективного участника.
Пунктом 3.2.6 Документации установлено, что при рассмотрении и оценке коллективного участника на соответствие специальным и квалификационным требованиям (подразделы 10.2 - 10.3 Документации) количественные параметры деятельности членов коллективного участника (в том числе опыт, обеспеченность материально-техническими ресурсами, кадровыми ресурсами) суммируются.
Изучив требования Документации, Комиссией ФАС России установлено, что согласно разделу 3 пункта 10.4 приложения N 3 Документации требования к документам, подтверждающим соответствие коллективного участника установленным требованиям, предъявляются к каждому члену коллективного участника, что в свою очередь противоречит положениям пункта 3.2.6.
Кроме того, согласно пункту 3.2.6 Документации в случае несоответствия какого-либо из заявленных членов коллективного участника требованиям, установленным в приложении N 3 к Документации, заявка такого коллективного участника отклоняется.
Вместе с тем, требования к юридическим лицам коллективного участника должны применяться в совокупности, поскольку в случае подачи заявки группой лиц их соответствие требованиям, указанным в Документации, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Документации требования к коллективному участнику закупки в части подтверждения соответствия требованиям , противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, подпункту "г" пункта 1.3.2.2 Положения о закупках, Закона о закупках и нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно занижена начальная (максимальная) цена договора.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Пунктом 1.2.12 Документации установлено, что сведения о начальной (максимальной) (далее - НМЦ) цене единицы продукции приведены в приложении N 8 Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, документацию и пояснил, что расчет НМЦ договора определен в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости выполнения работ по предмету закупки, размещенным в ЕИС, с перерасчетом цен выполняемых работ по предмету закупки на III квартал 2018 года.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки участников закупки.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
При этом согласно пункту 4.12.1 Документации оценка и сопоставление заявок, признанных закупочной комиссией соответствующими по результатам проведения отборочной стадии, осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в приложении N 6 Документации.
В соответствии с приложением N 6 Документации (порядок и критерии оценки и сопоставления заявок участников) оценка заявок участников закупки осуществляется по критериям "цена договора" и "опыт участника", при этом значимость критерия оценки "цена договора" составляет 95%, а значимость критерия оценки "опыт участника" составляет 5%.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что указанный порядок оценки установлен с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее выполнение работ по предмету закупки, при этом виды оцениваемых аналогичных работ по критерию оценки "опыт участника" установлены исходя из технических и функциональных характеристик работ, являющихся предметом закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
В связи с тем, что Жалоба содержит ссылку на положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрев Документацию Заказчика на соответствие положениям Закона о закупках, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
7. Согласно пункту 5.2.1 Документации проведение преддоговорных переговоров между Заказчиком и Победителем допускается только в отношении следующих вопросов:
а) снижение цены Договора (при этом объем закупаемой продукции, а также технические характеристики продукции, определенные в настоящей Документации о закупке и заявке Победителя, остаются неизменными);
б) увеличение объема закупаемой продукции (при этом цена Договора и технические характеристики продукции, определенные в настоящей Документации о закупке и заявке Победителя, остаются неизменными);
в) уточнение сроков исполнения обязательств по Договору (в случае, если заключение Договора и исполнение обязательств по нему не могут быть проведены в установленные сроки в связи с обжалованием результатов закупки в адрес Заказчика или антимонопольного органа, в связи с административным производством, судебным разбирательством, принятием органами управления Заказчика решения об одобрении Договора по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, Уставом и/или локальными нормативными актами Заказчика);
г) изменение условий Договора в связи с изменениями законодательства РФ или предписаниями органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) уточнение условий исполнения договора в лучшую для Заказчика сторону, в том числе: сокращение сроков исполнения Договора; отказ Победителя от аванса или уменьшение его величины; предоставление отсрочки или рассрочки при оплате; улучшение характеристик продукции; увеличение сроков и объема гарантии.
Кроме того, согласно пункту 4.14.4 Документации перед окончательным определением победителя организатор вправе потребовать от любого участника, занявшего одно из верхних мест в ранжировке, прохождения процедуры постквалификации - подтверждения ранее заявленных им в заявке параметров квалификации и условий исполнения договора перед выбором победителя. В рамках постквалификации организатор вправе запросить у участников предоставление дополнительных документов и/или информации, подтверждающих представленные в заявке сведения, а также провести дополнительную проверку достоверности представленных документов и информации.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что возможность Заказчика проводить преддоговорные переговоры, а также осуществлять дозапросы информации у участников закупки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников Конкурса.
Кроме того, право Заказчика проводить преддоговорные переговоры не способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения договора при проведении Конкурса.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного положения в Документации противоречит пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
8. Согласно пункту 8.3 технических требований Документации Заказчиком установлено требование, согласно которому участник должен в составе заявки представить сводный сметный расчет, а также в обязательном порядке должен быть указан понижающий коэффициент стоимости выполняемых работ.
Указанные расчеты оформляются в соответствии с Приложением 2 технических требований.
Комиссия приходит к выводу, что установленные в Документации требования о заполнении и предоставлении в составе заявки участника Конкурса сводного сметного расчета с указанием понижающего коэфицента расчета стоимости выполняемых работ являются излишними требованиями к оформлению заявки на участие в Конкурсе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнении заявки предлагать стоимость выполняемых работ, являющихся предметом закупки.
Кроме того, отсутствие у участника Конкурса сводных сметных расчетов в составе заявки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего указанные требования Документации, нарушают требования пунктов 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7 и 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно подпункту 1 пункта 7 Технических требований Документации установлено, что участнику необходимо являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство и зарегистрированной в установленном порядке на территории РФ, при этом соответствие установленному требованию подтверждается путем предоставления участником в составе заявки копии выписки.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не установлен в Документации вид профессиональной деятельности в СРО, который необходим Заказчику для подтверждения соответствия участников требованиям Документации, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требование о членстве участника в определенной СРО ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно 1 пункта 7 Технических требований Документации участнику в составе заявки необходимо представить: заверенную участником копию действующей выписки из реестра членов СРО, выданную не ранее чем за один месяц до срока окончания приема заявок.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанное условие о сроке действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации на момент окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.1 Положения о закупке, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают положения пункта 2 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В соответствии с подпунктом 2 пункта 10.5 Документации, заявка генерального подрядчика дополнительно должна включать сведения в виде плана распределения объемов поставки продукции между Генеральным подрядчиком и субподрядчиками по установленной форме 13 подраздела 7.13 Документации о распределении объемов поставки продукции между Генеральным подрядчиком и субподрядчиками.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, требования к субподрядным организациям устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно в соответствующем договоре, заключаемом между исполнителем и соисполнителем, и не могут быть установлены Заказчиком в Документации.
Также, ограничение возможности привлечения субподрядных организаций/соисполнителей по договору, заключаемому по результатам закупки, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ограничивает количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации требований к субподрядным организациям противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает положение пункта 9 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 5.1.2 Документации в целях заключения договора участник, признанный победителем, обязан в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты официального размещения организатором итогового протокола, составленного по результатам закупки, направить по адресу, указанному в пункте 1.2.26 Документации, справку о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с подразделом 7.14 Документации.
При этом представление сведении\x{0306} о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 4.5.1.5 Документации каждый документ, входящий в заявку, должен быть скреплен печатью участника (при наличии) и подписан лицом, имеющим право в соответствии с законодательством РФ действовать от лица участника без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
При этом в соответствии с пунктом 3.5.1.8 Документации заявка должна быть подписана электронной цифровой подписью участника.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закона об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
При этом согласно пункту 3 статьи 4 Закона об электронной подписи принципом использования электронной подписи является, в том числе недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.Таким образом, учитывая положения Документации о рассмотрении заявок участников закупки исключительно подписанных электронной цифровой подписью, а также положения Закона об электронной подписи, статьи 3.4 Закона о закупках, требование Документации о необходимости заверения подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки, является избыточным.
Таким образом, учитывая положения Документации о рассмотрении заявок участников закупки подписанных электронной цифровой подписью, а также положения Закона об электронной подписи, статьи 3.4 Закона о закупках, требование Документации о необходимости заверения подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки, является избыточным.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеназванные требования пункта 4.5.1.5 Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13. Согласно подпункту 4 пункта 7 технических требований Документации участник должен располагать собственными или привлеченными квалифицированными кадровыми ресурсами, обеспечивающими выполнение заявленных работ и в их составе:
1. Не менее 3 (трех) руководителей, самостоятельно организующих выполнение строительных работ, имеющих высшее строительное образование и стаж по специальности не менее 5 лет;
2. Не менее 6 (шести) сотрудников, имеющих высшее строительное образование и стаж работы в строительстве не менее 5 лет;
3. Иметь в штате по основному месту работы не менее 2 (двух) специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства;
4. Не менее двух работников с высшим геодезическим образованием и опытом работы в строительстве не менее 5 лет;
5. Не менее двух работников, имеющего высшее образование в области энергетики со стажем работы не менее 3 лет;
Заявленные кадровые ресурсные возможности должны быть подтверждены, справкой о кадровых ресурсах по форме, приложенной к Документации с приложением документов, подтверждающих заявленную информацию (копии дипломов).
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НИЦ ПС" (ИНН: 7725435675, ОГРН: 1187746205866) от 23.04.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Загорская ГАЭС-2" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по выравниванию здания станционного узла Загорской ГАЭС-2 (извещение N 31907546950) обоснованной в части непредставления Заказчиком разъяснений положений Документации в установленный срок, а также в части установления в Документации неправомерных требований к коллективному участнику закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, части 2 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать АО "Загорская ГАЭС-2" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 29.04.2019 N 223-ФЗ-468/19.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.04.2019 N 223-ФЗ-468/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019