по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТД Клаксон-Сервис" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
24.04.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ТД Клаксон-Сервис" от 09.04.2019 N К-53 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Транснефть" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку авто запчастей, шин, аккумуляторов (территориальная зона 1) (извещение N 31907667895) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТД Клаксон-Сервис" (далее - Заявитель) от 09.04.2019 N К-53 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Транснефть" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку авто запчастей, шин, аккумуляторов (территориальная зона 1) (извещение N 31907667895) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Транснефть" от 14.09.2016 (протокол N 16) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещения о проведении Конкурса, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 21.03.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 683 631 873, 66 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 11.04.2019
Дата рассмотрения заявок - 30.04.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 17.05.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Документации указана недостоверная информация в отношении производителя товара, являющегося предметом закупки, по позициям 143950-154834;
Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность поставки эквивалентных товаров, являющихся предметом закупки;
Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Запросе котировок;
Заказчиком в Документации неправомерно не предусмотрена возможность подачи протокола разногласий к проекту догвоора, заключаемого по результатам проведения закупки.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации указана недостоверная информация в отношении производителя товара, являющегося предметом закупки, по позициям 143950-154834.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно форме 2.2 Документации по позициям 143950-154834 в качестве производителя товара указан ООО "Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ (ГАЗ)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, Документацию и пояснил, что формой 2.2 Документации по позициям 143950-154834 указан производитель ООО "Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ (ГАЗ)", кроме того, Группа ГАЗ объединяет 13 производственных предприятий, выпускающие силовые агрегаты и автокомпоненты, в связи с чем Заказчиком в Документации указана достоверная информация о производителе товара по указанным позициям.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность поставки эквивалентных товаров, являющихся предметом закупки.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в Документации предмета закупки Заказчику, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак, необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев, в том числе, закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, документы и пояснил, что техничсекой документацией на транспортные средства предусмотрена необходимость использования исключительно оригинальных запасных частей и материалов, при этом требования технического задания установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о закупках.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Запросе котировок.
Часть 6 статьи 3 Закона о закупках регламентирует, что заказчик определяет требования к участникам закупки в соответствии с положением о закупке, при этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции для участника закупки, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются в соответствии с критериями, установленными порядком оценки, являющимся неотъемлемой частью Документации.
Согласно порядку и критериям оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, оценка квалификационно-технической части участников закупки проводится, в том числе, по критериям "наличие сертификация системы менеджмента качества", "наличие методики измерений", "наличие складов общей площадью 500 м.кв. и более".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что указанный порядок оценки установлен с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обсепечить надлежащую поставку и входной контроль поставляемого товара для избежания поставки контрафактной продукции.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно не предусмотрена возможность подачи протокола разногласий к проекту договора, заключаемого по результатам проведения закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Законом о закупках, Документацией не установлено запрета на направление в адрес Заказчика протокола разногласий к проекту договора, заключаемого по результатам проведения Запроса котировок, в связи с чем у соответствующего победителя имеется возможность направления соответствующего протокола разногласий.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "ТД Клаксон-Сервис" (ИНН: 6439071320, ОГРН: 1096439001230) от 09.04.2019 N К-53 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Транснефть" (ИНН: 7706061801, ОГРН: 1027700049486) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку авто запчастей, шин, аккумуляторов (территориальная зона 1) (извещение N 31907667895) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2019