по результатам рассмотрения жалобы ООО "ОТСК" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
15.04.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ОТСК" от 11.04.2019 N 1104/19/2 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 154/ОКЭ-ЦТ/19 на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо (извещение N 31907687553), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ОТСК" (далее - Заявитель) от 11.04.2019 N 1104/19/2 на действия (бездействие), заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 154/ОКЭ-ЦТ/19 на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо (извещение N 31907687553) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.03.2019;
Дата окончания подачи заявок - 12.04.2019;
Дата рассмотрения заявок - 25.04.2019;
Дата подведения итогов - 26.04.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, поскольку Заказчиком в Документации установлен неправомерный порядок оценки по критериям "наличие разработанного и утвержденного стандарта оказания услуг по временному размещению граждан", "деловая репутация".
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен неправомерный порядок оценки по критериям "наличие разработанного и утвержденного стандарта оказания услуг по временному размещению граждан", "деловая репутация".
Вместе с тем, ФАС России сообщает, что иные доводы, изложенные в Жалобе рассмотрены в рамках дела от 11.04.2019 N 223-ФЗ-419/19, а также изложены в решении ФАС России от 11.04.2019 N 223-ФЗ-419/19.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке установлено что при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Приложением N 1.4 к Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерии "наличие разработанного и утвержденного стандарта оказания услуг по временному размещению граждан", "деловая репутация".
Оценка по критерию "наличие разработанного и утвержденного стандарта оказания услуг по временному размещению граждан" осуществляется следующим образом:
"Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, указанных в пункте 2.1 приложения N 1.4 к конкурсной документации.
Максимальное количество баллов присваивается при предоставлении участником копии утвержденного стандарта оказания услуг по временному размещению граждан. Стандарт оказания услуг по временному размещению граждан должен быть разработан и утвержден участником.
При отсутствии у участника в составе заявки документов, указанных в п. 2.1 приложения N 1.4 к конкурсной документации баллы не начисляются".
Оценка по критерию "деловая репутация" осуществляется следующим образом:
"Оценка осуществляется на дату рассмотрения заявок, на основании сведений с сайта Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) и Федеральной службы судебных приставов (fssprus.ru).
Максимальное количество баллов присваивается:
- при отсутствии у участника задолженности по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу, и предоставлении налоговой отчетности,
И
- при отсутствии сведений о наличии в отношении участника исполнительных производств
В случае, если по информации на указанных выше сайтах у участника имеется задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу и/или не предоставлении налоговой отчетности и/или наличии в отношении участника исполнительных производств на дату рассмотрения заявок баллы не начисляются".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения, документацию и пояснил, что указанные критерии оценки установлены Заказчиком в Документации в соответствии с положениями пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также в соответствии с требованиями пункта 210 Положения о закупках, а также пояснил, что указанные критерии оценки заявок позволят Заказчику выявить наилучшее предложение, при этом избежав существенных расходов, связанных с неисполнением или некачественным исполнением победителем своих обязательств по договору.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 11.04.2019 N 223-ФЗ-419/19 Комиссией ФАС России установлены нарушения пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "цена договора", в установлении в Документации неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса, неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Конкурса, неправомерных требований о необходимости заверения печатью и подписью документов, представляемых участником в составе заявки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ОТСК" (ИНН: 9701007762, ОГРН: 1157746801365) от 11.04.2019 N 1104/19/2 на действия (бездействие), заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 154/ОКЭ-ЦТ/19 на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо (извещение N 31907687553) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 15.04.2019 N 223-ФЗ-420/19 не выдавать, поскольку выдано по делу от 11.04.2019 N 223-фз-419/19.
Не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.04.2019 N 223-ФЗ-420/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку переданы по делу от 11.04.2019 N 223-ФЗ-419/19.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.04.2019