Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>- заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения публичным акционерным обществом "ПочтаБанк" (ИНН 3232005484, ОГРН 1023200000010) (далее - ПАО "ПочтаБанк", Общество) требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина <_> по факту осуществления 03.06.2019 в 16:35 на его абонентский номер <_> от абонента <_> звонка рекламного характера:
"- Звонок от "Почта Банка". В целях улучшения качества обслуживания, разговор будет записан. Добрый день! Меня зовут <_>, я представляю "Почта Банк". Уделите, пожалуйста, пару минут Вашего внимания. Скажите, пожалуйста, как я могу к Вам обращаться?
-<_>.
- <_>, очень приятно. "Почта Банк" предлагает Вам оформить банковские продукты, такие как: кредит наличными, можно оформить сроком до 5 лет, минимальная сумма 50 тысяч рублей, максимальная 1 миллион рублей с услугой гарантированная ставка - 12,9 % годовых. Также у нас есть такой кредитный продукт - кредитная карта двух видов: по одной карте у нас льготный период составляется 120 дней, это можно 4 месяца пользоваться безпроцентно кредитными средствами банка; вторая карта составляет льготный период 60 дней, это 2 месяца, но она с кэшбэком по определенным тратам, которые Вы делаете по карте безналично. Банк Вам возвращает с 1 до 5 %. Виктор, скажите, пожалуйста, на данный момент есть у Вас потребность может быть кредит оформить, либо как запасной кошелек, карту кредитную открыть?
- Вот я не помню, чтобы я "Почта Банку" давал согласие на получение рекламных сообщений с использованием сотовой связи. Вот Вы можете это как-то подтвердить, что у Вас есть мое согласие, согласие абонента этого номера на то, чтобы получать рекламные сообщения о продукции "Почта Банка".
- Ну, у меня такой информации нет. Я просто как бы_ у меня есть контакт по Вашему телефону_ вот позвонила Вам от "Почта Банка" предложение сделать.
-Но я не давал согласие на получение рекламной продукции от "Почта Банка".
-Ну, я поняла Вас. И в общем-то продукты банка не интересую, да? На сколько я поняла: у Вас и согласия нет и интереса нет к продуктам?
-Да.
-Ну вот хотела просто да_вы же_ как сказать, человек, который ориентируется_ сейчас у нас много банков, предложений_ хотела Вам просто информацию предоставить, чтобы у Вас было такое представление о "Почта Банке", что есть такие услуги. Ну, хорошо, я поняла.
-Но, Вы знаете, что есть Федеральный закон "О рекламе", который не дает право без согласия абонента использовать телефонную связь для рассылки рекламных сообщений?
- Ну, хорошо, я поняла. Вам желаю хорошего дня, всего Вам доброго, до свидания.
- Всего доброго"
По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru), абонентский номер <_> принадлежит номерной емкости, закрепленной за оператором подвижной связи ПАО "Вымпел-Коммуникации".
ПАО "Вымпел-Коммуникации" в письме от 26.06.2019 вх. N 483/ДСП сообщило, что абонентский номер <_> "_был выделен ПАО "ПочтаБанк" ИНН 3232005484_ на основании договора N SU207 (Ф02116698) от 10.07.2018 года и бланка - заказа к нему_".
На запрос Омского УФАС России ПАО "ПочтаБанк" была представлена следующая информация (исх. N 15-119045 от 05.07.2019): "_03.06.2019 работник Банка осуществил исходящий вызов на телефонный номер <_> с целью информирования владельца указанного номера об услугах Банка.
Согласно объяснительной записке работника Банка, совершившего звонок, телефонная коммуникация была осуществлена работником в соответствии с утвержденным Банком правилами совершения звонка потенциальному клиенту, согласно которым перед озвучиванием потенциальным клиентам рекламной информации работник предварительно запрашивает у потенциальных клиентов устное согласие на получение данной информации. В том случае, если потенциальным клиентом не было выражено согласие на получение рекламной информации телефонная коммуникация прекращается.
Таким образом, утвержденные в Банке правила совершения звонков потенциальным клиентам соответствуют требованиям Закона "О рекламе"_".
Однако согласно аудиозаписи телефонного разговора, сотрудником ПАО "ПочтаБанк" у <_> предварительное согласие на получение рекламной информации от ПАО "ПочтаБанк" запрошено не было.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
ПАО "ПочтаБанк" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/18-571/2019 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель - <_>;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - публичное акционерное общество "ПочтаБанк" (ИНН 3232005484, ОГРН 1023200000010, место нахождения: <_>).
3. Назначить дело N 055/05/18-571/2019 к рассмотрению на 06 августа 2019 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ПАО "ПочтаБанк" в срок до 01 августа 2019 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости).
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя ПАО "ПочтаБанк" для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 июля 2019 г. N 055/05/18-571/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.07.2019