Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено 2 июля 2019 г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены комиссии:
рассмотрев дело N 071/01/10-52/2019, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Муниципального образования г. Алексин "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин" (ИНН 7111002895, ОГРН 1027103676038, Тульская обл., г. Алексин, ул. Матросова, д. 19, 301361, МУП "ВКХ г. Алексин") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в отсутствие представителей МУП "ВКХ г. Алексин", ООО "МиС-Компани", уведомленных надлежащим образом, почтовые идентификаторы 30099135130646 (свидетельствует о получении Предприятием 22.05.2019 г. определения об отложении рассмотрения дела N 071/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.05.2019 г. (исх.2/1996), заключения об обстоятельствах дела N 071/01/10-52/2019 от 08.05.2019 г. (исх.2/1997)), 30099135130653 (свидетельствует о получении Обществом 29.05.2019 г. определения об отложении рассмотрения дела N 071/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.05.2019 г. (исх.2/1996), заключения об обстоятельствах дела N 071/01/10-52/2019 от 08.05.2019 г. (исх.2/1997)),
УСТАНОВИЛА:
11 февраля 2019 года (вх. N 495) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление ООО "МиС-Компани" о нарушении МУП "ВКХ г. Алексин" антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном ограничении водоснабжения на объект заявителя.
ООО "МиС - Компани" на праве собственности принадлежит магазин "Золотая Аллея", расположенный по адресу: Тульская обл., г. Алексин, ул. 50 лет Октября.
С целью водоснабжения вышеуказанного объекта, 30.04.2014 г. между ООО "МиС-Компани" и МУП "ВКХ г. Алексин" заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 538 (далее - Договор), условиями которого предусмотрено, что Предприятие вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента только в случаях, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ (пункт 44 Договора).
Пунктом 45 Договора прямо предусмотрено, что Предприятие в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента уведомляет о таком прекращении или ограничении:
а) Абонента;
б) администрацию МО Алексинский район;
в) Управление Роспотребнадзора по Тульской области;
г) ГКУ "4 отряд Федеральной противопожарной службы Тульской области".
Уведомление Предприятия о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента, а также уведомление о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении холодного водоснабжения и приема сточных вод направляются соответствующим лицам любыми доступными способами (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (пункт 46 Договора).
Согласно пункту 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.
Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Пунктом 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, предусмотрено, что перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:
а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;
б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;
в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
18.12.2018 г. и 28.01.2019 г. МУП "ВКХ г. Алексин" направляло в адрес ООО "МиС-Компани" предупреждения (NN 1218, 10) о возможном ограничении (прекращении) водоснабжения на объект Общества, в случае не оплаты в течение суток задолженности в размере 6413,98 руб., образовавшейся, по данным ресурсоснабжающей организации, по состоянию на 18.12.2018 г., и 28.01.2019 г.
Предупреждение от 28.10.2019 г. N 10 не вручено юридическому лицу и/или его законному представителю - директору ООО "МиС-Компани" Реброву Н.А., передано неизвестному лицу, неуполномоченному на получение корреспонденции, в связи, с чем невозможно достоверно установить факт и дату получения спорного уведомления Обществом.
Факт наличия задолженности ООО "МиС-Компани" не признан, Обществом истребован акт сверки взаимных расчетов за 2018 г.
Исходя из представленного МУП "ВКХ г. Алексин" в ООО "МиС-Компани" и антимонопольный орган акта сверки взаимных расчетов за 2018 г., не подписанного Обществом (направлен протокол разногласий от 29.01.2019 г.), 31.10.2018 г. Предприятие по счету N 5407 оказало Обществу услугу на сумму 9119,60 руб., которая последним была оплачена не в полном объеме. По состоянию на 31.12.2018 г. МУП "ВКХ г. Алексин" указало о наличие у потребителя задолженности в размере 6413,98 руб.
В свою очередь ООО "МиС-Компани" представило в Управление счет-фактуру N 5407 от 31.10.2018 г. и счет на оплату N 5407 от 31.10.2018 г., подписанные директором МУП "ВКХ г. Алексин" Эксаренко Э.И. и бухгалтером Демидовой З.К., в которых указывалась сумма 2461,16 руб.
В соответствии с вышеуказанными платежными документами, представленными МУП "ВКХ г. Алексин", ООО "МиС-Компани" 31.10.2018 г. произведен платеж в размере 2461,16 руб. (платежное поручение 199).
Фактически, как следует из материалов антимонопольного дела, МУП "ВКХ г. Алексин" выставило (направило) ООО "МиС-Компани" две счет - фактуры от одного месяца (октябрь, датированной от 31.10.2018 г.), за одним номером (5407), но с разными суммами: к оплате 2461, 16 руб. (полученной и оплаченной Обществом) и 9119,80 руб. (не полученной, и, как следствие, не оплаченной ООО "МиС-Компани"). При этом переговоры (как устные, так и письменные) между Предприятием и Обществом, в части применения и/или замены ненадлежащей (ошибочной, неточной, иное) счет-фактуры (с суммой 2461,16 руб. на сумму 9119,80 руб.), не велись, что подтверждается пояснениями представителя МУП "ВКХ г. Алексин" Федоровой О.Л.
Между тем, 30.01.2019 г. с целью предотвращения ограничения водоснабжения на свой объект ООО "Мис-Компани" произвело оплату в размере 6413,98 руб.
Несмотря на произведенную потребителем оплату, 30.01.2019 г. МУП "ВКХ г. Алексин" ограничило на сутки водоснабжение на объект Общества, мотивирую это тем, что по состоянию на 8 - 00 час. 30.01.2019 г. задолженность не была погашена.
Статьей 849 Гражданского кодекса РФ установлено, что банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Согласно статье 31 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.
Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, а также законодательством в банковской сфере, регламентирующим процедуру и порядок расчетов, не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации (организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение) требовать оплату задолженности в течение суток (к определенному часу) с момента предъявления требования.
Кроме того, МУП "ВКХ г. Алексин" не предпринято действий по уведомлению заинтересованных лиц (органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности) о возможном ограничении водоснабжения на объект ООО "МиС-Компани".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
МУП "ВКХ г. Алексин" осуществляет деятельность по водоснабжению в географических границах г. Алексина, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ Предприятия, согласно которым основным видом деятельности является деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКВЭД 36.00.2), а также постановлениями комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 г. N 47/4 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды, транспортировку сточных вод на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2016-2018 гг. и 2016-20199гг. для потребителей Тульской области", от 18.12.2018 г. N 48/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды и транспортировку сточных вод на 2019 год долгосрочных периодов регулирования 2016-2019 гг., 2017-2020 гг., 2018-2020 гг., 2018-2021 гг. для потребителей Тульской области", в приложениях (N 11 постановления от 14.12.2016 г. N 47/4, N 22 постановления от 18.12.2018 г. N 48/1) к которым указывается МУП "ВКХ г. Алексин", как организация, оказывающая услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, МУП "ВКХ г. Алексин", являясь субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения, необоснованно ограничило водоснабжение на объект ООО "МиС-Компани", при этом, не уведомив его надлежащим образом о планируемом ограничении, тем самым ущемило права и законные интересы заявителя, а также не предприняло действий по уведомлению заинтересованных лиц о возможном ограничении на объект Общества.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что МУП "ВКХ г. Алексин", являясь ресурсоснаюжающей организацией, занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, в географических границах г. Алексин, определенных балансовой принадлежностью его оборудования и сетей водоснабжения и водоотведения, с долей 100 процентов, незаконно 30.01.2019 г. ввело ограничение водоснабжения на объект ООО "МиС-Компани", при этом не уведомив его надлежащим образом о планируемом ограничении, тем самым ущемило права и законные интересы Общества, а также не уведомило заинтересованных лиц (администрацию МО Алексинский район; Управление Роспотребнадзора по Тульской области; ГКУ "4 отряд Федеральной противопожарной службы Тульской области) о возможном ограничении на объект хозяйствующего субъекта, тем самым нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
08.05.2019 г. всем лицам, участвующим в деле, направлено заключение об обстоятельствах дела N 071/01/10-52/2019 (исх.2/1997) согласно статье 48.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Со стороны МУК "ВКХ г. Алексин", ООО "МиС-Компани" в адрес Управления (Комиссии по рассмотрению настоящего дела) письменных пояснений, возражений, дополнительный доказательств не поступало.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать МУП "ВКХ г. Алексин" занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоснабжению с использованием централизованных систем на территории города Алексин Тульской области в географических границах, определенных балансовой принадлежностью его оборудования и сетей водоснабжения, с долей 100 процентов.
2. Признать МУП "ВКХ г. Алексин" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", путем ущемления прав и законных интересов ООО "Мис-Компани".
3. Выдать МУП "ВКХ г. Алексин" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственных лиц МУП "ВКХ г. Алексин" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 18 июня 2019 г. N 071/01/10-52/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.07.2019