Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <_.> -[должностное лицо].
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).
В ходе осуществления своей деятельности, по результатам личного приема представителя ООО "Нижнекамское ПАТП" в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.
ООО "Нижнекамское ПАТП" осуществляет основной вид деятельности "Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам" на территории г. Нижнекамска Республики Татарстан с использованием автотранспорта на компримированном природном газе (далее также - метан или КПГ).
На территории г. Нижнекамска на начало 2019 года действует 2 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, осуществляющие деятельность по заправке автотранспорта метаном (далее также - АГНКС): на въезде в город по а/д Н.Челны-Нижнекамск в районе Промзоны и по ул. Первопроходцев, 19.
Кроме того, на начало 2019 года на территории Республики Татарстан действует 17 АГНКС:
- г. Альметьевск, ул. Объездная,40
- г. Бугульма, ул. Ивана Гончарова, д. 10, лит.Б
- г. Бугульма, ул. Ленина, 160
- г. Буинск, ул. Ефремова 1Д
- г. Елабуга, Окружное шоссе, 23Г
- г. Казань, Мамадышский тракт, 55 (с. Константиновка)
- г. Казань, Оренбургский тракт 146
- г. Казань, Советский район, пр. Победы, д. 109Б
- г. Казань, ул. Химиков, 37
- г. Лениногорск, ул.Бугульминская, 41
- г. Лениногорск, ул. Бугульминская, 41
- г. Набережные Челны, Сармановский тракт, р-н развилки на базу строительной индустрии
- г. Набережные Челны, ул. Машиностроительная, 67
- г.Зеленодольск, ул. Кирпичная, 16
- пгт. Алексеевское, с. Лебяжье, ул. В. Абрамова, 36
- Мамадышский р-н, земли племзавода "Мамадышский"
- с. Шемордан, на территории Шеморданского ЛПУМГ.
18 АГНКС, расположенных на территории Республики Татарстан, принадлежат ООО "Газпром газомоторное топливо" (ИНН 3905078834), 9 из которых до 31.12.2018 эксплуатировались ООО "Газпром трансгаз Казань" (ИНН 1600000036) на основании арендного договора, в настоящее время все АГНКС находятся в эксплуатации ООО "Газпром газомоторное топливо". АГНКС в с. Шемордан находится в собственности ООО "Газпром трансгаз Казань". Иных АГНКС на территории Республики Татарстан не имеется.
ООО "Газпром газомоторное топливо" создано в декабре 2012 года решением ПАО "Газпром", в настоящее время принадлежит в равных долях ООО "Газ-Ойл" (ИНН 3906229324) и ООО "Статус" (ИНН 7728520086).
Стратегическая цель компании - расширение использования природного газа (метана) на транспорте, закрепление в качестве отраслевого лидера на рынке моторных топлив России. Основные направления деятельности - реализация природного газа в качестве моторного топлива под брендом EcoGas, строительство и эксплуатация газомоторной инфраструктуры сети АГНКС "Газпром", взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, автопроизводителями по комплексному развитию рынка, популяризация использования природного газа на транспорте.
В настоящее время в управлении "Газпром газомоторное топливо" находятся 235 газозаправочных объектов в 62 регионах России, 17 площадок с передвижными автогазозаправщиками (ПАГЗ). Всего на территории России расположены 408 газозаправочных объектов, 311 из них принадлежат Группе "Газпром". Общая производительность газозаправочной сети компании составляет 2,2 млрд куб. м природного газа в год.
Единственным владельцем ООО "Газпром трансгаз Казань" является ПАО "Газпром", который также является единственным владельцем ООО "Газ-Ойл".
Таким образом, иных хозяйствующих субъектов, помимо ООО "Газпром газомоторное топливо и ООО "Газпром трансгаз Казань", на рынке розничной реализации метана в границах Республики Татарстан не имеется. При этом, подавляющая часть рынка (за исключением с. Шемордан) в настоящее время находится у ООО "Газпром газомоторное топливо".
Природный газ (метан) - это смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Природный газ добывают на месторождениях и транспортируют по газотранспортной системе до потребителей. В качестве моторного топлива природный газ используется в двух видах: компримированном (сжатом) и сжиженном.
Компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ) различаются своими физическими свойствами, способами транспортировки и применения.
Компримированный природный газ - реализуется через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), где он осушается, сжимается в компрессоре и подается в бак транспортного средства под давлением 200 атмосфер.
Ключевыми потребителями КПГ являются пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт и коммунальная техника.
Сжиженный природный газ - это природный газ, охлажденный до температуры 162 градуса. При охлаждении природный газ переходит в жидкое состояние, при этом его объем уменьшается в 600 раз. СПГ транспортируется и хранится в крио-емкостях. СПГ реализуется потребителям через криоАЗС, на которых транспорт может заправляться природным газом в жидком виде. Кроме того, существуют заправочные станции, на которых осуществляется заправка как КПГ, так и СПГ. Это могут быть криоАЗС с регазификацией или АГНКС с криогенным оборудованием.
Ключевыми потребителями СПГ являются магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника.
Таким образом, компримированный природный газ как топливо для автотранспортных средств не может быть заменен иным топливом без технического переоборудования соответствующего транспортного средства.
Г. Нижнекамск расположен на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, который не граничит с иными субъектами Российской Федерации. Из указанного следует, что для заправки автотранспортных средств, эксплуатация которых осуществляется на территории Нижнекамского муниципального района, использование заправочных станций, расположенных за пределеми Республики Татарстан представляется нецелесообразным.
Таким образом, у ООО "Газпром газомоторное топливо" имеются признаки доминирующего положения на рынке розничной реализации компримированного природного газа на территории Республики Татарстан. Учитывая изложенное, на ООО "Газпром газомоторное топливо" распространяются ограничения, предусмотренные ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно предоставленным в адрес антимонопольного органа сведениям цены на КПГ для розничной реализации через все АГНКС устанавливаются приказами ООО "Газпром газомоторное топливо", в том числе, для ООО "Газпром трансгаз Казань" (согласно пункта N7 Поручения Заместителя Председателя Правления ОАО "Газпром" N03-16 от 10.06.2014 г.).
По состоянию на июнь 2019 года цены на КПГ на АГНКС Республики Татарстан, согласно данным, размещенным в сети "Интернет" по адресу https://gazprom-agnks.ru/prices/, установлены в размере 16,20 руб/куб.м., в целом изменение цен представлено следующим образом:
период |
цена (руб/куб.м) |
отклонение от предыдущего периода (%) |
01.01.2015-31.12.2015 |
10,5 |
|
01.01.2016-31.12.2016 |
11,5 |
9,52 |
01.01.2017-31.12.2017 |
13 |
13,04 |
01.01.2018-31.05.2018 |
13,5 |
3,85 |
01.06.2018-30.09.2018 |
14 |
3,70 |
01.10.2018-31.10.2018 |
15 |
7,14 |
01.11.2018-30.11.2018 |
16 |
6,67 |
Июнь 2019 |
16,2 |
1,25 |
Среднее отклонение с 2015 года |
6,45 |
|
Общий прирост за 4 года |
35,19 |
Таким образом, за 4 года цена розничной реализации на КПГ на АГНКС Республики Татарстан возросла на 35,19%.
Исходя из предоставленной в адрес антимонопольного органа калькуляции цен розничной реализации на КПГ, основной статьей затрат являются затраты на себестоимость КПГ.
статья расходов |
2016 |
2017 |
11 мес 2018 |
уменьшение затрат в 2018 по отношению к 2017 |
затраты по эксплуатации АГНКС |
198,496 |
202,494 |
173,152 |
14,49 |
в т.ч. Газ на собственные нужды |
71,801 |
54,898 |
55,97 |
|
Себестоимость КПГ |
11334 |
15367 |
13223 |
13,95 |
Среднее снижение расходов |
14,22 |
Исходя из предоставленной структуры затрат по статье "затраты на эксплуатацию АГНКС" установлено, что наибольшей статьей затрат является "газ на собственные нужды", существенно превышающей иные затраты. Управление полагает, что учет потребления топлива для собственных нужд в структуре затрат не может считаться обоснованным.
Более того, из предоставленных данных следует, что себестоимость реализации КПГ уменьшилась в 2018 году по отношению к 2017 году на 14,22%, тогда как цена реализации в 2018 году по отношению к 2017 году возросла с 13 до 16 руб/куб.м.
Указанное свидетельствует о необоснованном завышении ООО "Газпром газомоторное топливо" цен розничной реализации КПГ на территории Республики Татарстан с использованием отсутствия конкурентов на рассматриваемом товарном рынке.
Важно отметить, что в мае 2013 года Правительство РФ издало распоряжение N 767-р от 13.05.2013, в котором установлены целевые показатели по использованию природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб, необходимые к достижению к 2020 году на уровне:
а) в городах с численностью населения более 1000 тыс. человек - до 50 процентов общего количества единиц техники;
б) в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30 процентов общего количества единиц техники;
в) в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10 процентов общего количества единиц техники.
Согласно п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действие (бездействие), выраженное в установлении, поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Таким образом, действия ООО "Газпром газомоторное топливо" в части установления монопольно высокой цены реализации КПГ через АГНКС Республики Татарстан содержат признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, предлагаем возбудить в отношении ООО "Газпром газомоторное топливо" дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в установлении монопольно высокой цены реализации КПГ через АГНКС Республики Татарстан.
На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России (исх.N 01/254-к от 18.06.2019) о возбуждении дела N 016/01/10-859/2019 по признакам нарушения ООО "Газпром газомоторное топливо" пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в установлении монопольно высокой цены реализации КПГ через АГНКС Республики Татарстан.
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N016/01/10-859/2019 к рассмотрению на 25 июля 2019 г. в 14 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N016/01/10-859/2019 в качестве ответчика ООО "Газпром газомоторное топливо" (ИНН 3905078834; 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, д. 20, лит. "А"; филиал в г. Казани: 420111, г. Казань, ул. Пушкина, д. 20, infokazan@gmt.com.ru).
Привлечь к участию в деле N016/01/10-859/2019 в качестве заинтересованного лица ООО "Нижнекамское ПАТП" (ИНН 1651040608: 423570, г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев, 20).
Привлечь к участию в деле N016/01/10-859/2019 в качестве лиц, обладающих сведениями:
- ООО "Газпром трансгаз Казань" (ИНН 1600000036; 420073, г. Казань, ул. А. Кутуя, д. 41);
- ГБУ "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан";
- Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Газпром газомоторное топливо" в срок до 18 июля 2019 г. представить следующие документы и материалы:
5.1 письменные объяснения по каждому факту, изложенному в настоящем Определении, со ссылками на соответствующие нормы права, приложением подтверждающих документов;
5.2 подробную калькуляцию (экономическое обоснование) фактических цен, установленных на отпуск КПГ с АГНКС Республики Татарстан Вашим обществом с 2016 года по дату получения настоящего определения, с приложением копий (в электронном виде) документов, подтверждающих заявленные статьи расходов;
5.3 копии правоустанавливающих документов на объекты АГНКС, расположенные на территории Республики Татарстан;
5.4 реестр иных объектов недвижимости Вашего общества (с указанием права владения, для срочного владения - указать срок, для ограниченного права - указать собственника), используемых в целях обеспечения деятельности АГНКС на территории Республики Татарстан;
5.5 реестр (в электронном редактируемом формате excel) контрагентов Общества по договорам на поставку КПГ с АГНКС Республики Татарстан по состоянию на дату получения настоящего определения, с указанием объемов отпуска метана каждому контрагенту с 2016 года по настоящее время (в погодовой разбивке);
5.6 сведения об общем объеме отпуска КПГ Вашим обществом с каждой АГНКС Республики Татарстан за период с 01.01.2016 по настоящее время (в погодовой разбивке);
5.7 реестр поставщиков компримированного природного газа, отпускаемого Вашим обществом с АГНКС, расположенных на территории Республики Татарстан, с указанием наименования, ИНН контрагента, реквизитов и срока действия договора, объемов закупки и фактических закупочных цен на каждую дату их изменения с 2016 года по дату получения настоящего определения;
5.8 имеющиеся в Вашем распоряжении сведения об иных субъектах, осуществляющих (в т.ч. планирующих к осуществлению) деятельность по отпуску метана с АГНКС на территории Республики Татарстан;
6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Газпром трансгаз Казань" в срок до 18 июля 2019 г. представить следующие документы и материалы:
6.1 копии правоустанавливающих документов на объекты АГНКС Вашего общества, расположенные на территории Республики Татарстан;
6.2 реестр иных объектов недвижимости Вашего общества (с указанием права владения, для срочного владения - указать срок, для ограниченного права - указать собственника), используемых в целях обеспечения деятельности АГНКС на территории Республики Татарстан;
6.3 реестр (в электронном редактируемом формате excel) контрагентов Общества по договорам на поставку КПГ с АГНКС Республики Татарстан по состоянию на дату получения настоящего определения, с указанием объемов отпуска метана каждому контрагенту с 2016 года по настоящее время (в погодовой разбивке);
6.4 сведения об общем объеме отпуска КПГ Вашим обществом с каждой АГНКС Республики Татарстан за период с 01.01.2016 по настоящее время (в погодовой разбивке);
6.5 реестр поставщиков компримированного природного газа, отпускаемого Вашим обществом с АГНКС, расположенных на территории Республики Татарстан, с указанием наименования, ИНН контрагента, реквизитов и срока действия договора, объемов закупки и фактических закупочных цен на каждую дату их изменения с 2016 года по дату получения настоящего определения;
6.6 имеющиеся в Вашем распоряжении сведения об иных субъектах, осуществляющих (в т.ч. планирующих к осуществлению) деятельность по отпуску метана с АГНКС на территории Республики Татарстан;
7. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" ГБУ "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" и Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан в срок до 18 июля 2019 г. представить все имеющиеся в Вашем распоряжении сведения о ходе исполнения в Республике Татарстан Распоряжения Правительства Российской Федерации N 767-р от 13.05.2013, в том числе:
7.1 о фактических показателях (%) общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб, функционирующих с использованием использованию природного газа в целом и компримированного природного газа в частности, в городах с численностью населения более 1000 человек (реестр городов в электронном редактируемом формате excel);
7.2 о планируемых закупках в республике рассматриваемого транспорта (а равно переоборудования имеющегося), а также об иных мерах, принимаемых в целях достижения вышеупомянутых показателей по количеству автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб, действующего с использованием природного газа;
7.3 о принимаемых мерах, направленных на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива для сельскохозяйственной техники;
7.4 об установлении (в т.ч. планируемом) налоговых льгот по транспортному налогу для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
При ответе на настоящее определение просим указывать его исходящий номер.
Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.
[должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 июля 2019 г. N 016/01/10-859/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.07.2019