Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) ... на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24.06.2019 г. N 53 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом "Энергосбытовая компания "Восток" (ИНН 7705424509...) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в предъявлении необоснованных требований в рамках исполнения Договора энергоснабжения, руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛ
В Тюменское УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "..." (далее - ООО "...", Заявитель) на действия акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - АО "ЭК "Восток", Общество) (вх. N 2829 от 28.03.2019 г.), выразившиеся в предъявлении необоснованных требований в рамках исполнения Договора энергоснабжения.
В ходе рассмотрения представленных материалов было установлено следующее:
01.04.2017 г. между АО ЭК "Восток" (Продавец) и ООО "..." (Потребитель) заключен Договор энергоснабжения N 10886, в соответствии с которым Продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю, а также самостоятельно или через привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии Потребителю в точках поставки, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В рамках исполнения Договора АО "ЭК "Восток" были составлены Акты допуска следующих приборов учета (измерительных комплексов) в эксплуатацию:
1. Прибор учета типа "Меркурий AR-03", расположенный по адресу: ... (Акт N 019941 от 10.01.2019 г.), причина допуска/ввода ИК: после проверки ТТ;
2. Приборы учета типа "Меркурий 230 ART-03", расположенные по адресу: г. ... (Акты NN 019942, 019943 от 10.01.2019 г.), причина допуска/ввода ИК: после проверки ТТ;
3. Приборы учета типа "Меркурий 230 ART-03", расположенные по адресу: г. ... (Акты NN 019944, 019945 от 10.01.2019 г.), причина допуска/ввода ИК: Замена ПУ;
4. Прибор учета типа "Меркурий 240 ART-03", расположенный по адресу: г. ... (Акт N 019946 от 10.01.2019 г.), причина допуска/ввода ИК: замена ТТ;
5. Прибор учета типа "Меркурий ART-03", расположенный по адресу: г. ... ... (Акт N 5004861100103 от 04.12.2018 г.), основания проверки ИК: заявка от потребителя;
6. Приборы учета типа "Меркурий 230 ART-02", расположенные по адресу: г. ... (Акты NN 5004861300103, 5004861500103 от 04.12.2018 г.), основания проверки ПУ: заявка от потребителя;
7. Приборы учета типа "Меркурий 230 ART-03", расположенные по адресу: г. ... (Акты NN 5004869700103, 5004869800103 от 04.12.2018 г.), основания проверки ПУ: заявка от потребителя.
В соответствии с вышеуказанными Актами приборы учета потребителя не допущены в эксплуатацию по причине наличия свободного доступа к токоведущим частям на основании п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2003 г. N 6 (далее - ПТЭЭП).
В связи с осуществлением технологического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям сетевой организации ООО "..." обратилось в адрес АО "ЭК "Восток" для включения в Договор энергоснабжения новых точек поставки.
На основании данного обращения Обществом были составлены Акты допуска следующих приборов учета (измерительных комплексов) в эксплуатацию:
1. Прибор учета типа "Меркурий 234 ARTM 02 PB.G", расположенный по адресу: ..., стр. 1 (Акт N 020678 от 31.10.2018 г.);
2. Прибор учета типа "Меркурий 234 ARTM 02 PB.G", расположенный по адресу: ..., стр. 2 (Акт N 015347 от 09.11.2018 г.)
3. Приборы учета типа "Меркурий ARTO", расположенные по адресу: г. ... (Акты NN 012302, 012303 от 27.12.2018 г.);
4. Прибор учета типа "Меркурий 203-2Т", расположенный по адресу: г. ... (Акт N 012868 от 13.12.2018 г.).
В соответствии с вышеуказанными Актами приборы учета потребителя не допущены в эксплуатацию по причине наличия свободного доступа к токоведущим частям на основании п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2003 г. N 6 (далее - ПТЭЭП).
Исходя из имеющихся сведений, Общество предъявило Заявителю требование по установке им защитного экрана на вводно-распределительное устройство (далее - ВРУ), где установлены приборы учета и измерительные комплексы электроэнергии, установке бокса для вводного автомата с возможностью дальнейшей их опломбировки.
Данное требование основывается, в частности, на абз. 7 п. 2.11.18 ПТЭЭП, в соответствии с которым энергоснабжающая организация должна пломбировать решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока.
В соответствии с п. 2.11.18 ПТЭЭП энергоснабжающая организация должна пломбировать:
клеммники трансформаторов тока;
крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;
токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;
испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;
решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;
решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;
приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.
Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.
Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
Положения данного пункта устанавливают обязанность энергоснабжающей организации пломбировать, в том числе, решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока, однако, не устанавливают обязанность потребителя устанавливать защитный экран на ВРУ или бокс для вводного автомата.
Таким образом, опломбирование решеток или дверцы предусмотрено в том случае, если конструкция устройства предусматривает наличие данных составных частей.
В соответствии с абз. 4 п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.2012 г. N 442 (далее - Основные положения) под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
В соответствии с п. 4.1.19 Правилами устройства электроустановок, Седьмое издание, утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. N 242 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1, 4.2") (далее - ПУЭ) конструкции РУ, НКУ и устанавливаемая в них аппаратура должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 32396-2013. "Межгосударственный стандарт. Устройства вводно-распределительные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия", утв. Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1677-ст, (далее - ГОСТ) под ВРУ понимается электротехническое устройство низкого напряжения, содержащее аппаратуру, обеспечивающую возможность ввода, распределения и учета электроэнергии, а также управления и защиты отходящих распределительных и групповых электрических цепей в жилых и общественных зданиях, которая размещена в виде соответствующих функциональных блоков в одной или нескольких соединенных между собой (механически и электрически) панелях или в одном шкафу, в зависимости от типа здания.
В соответствии с п. 3.1.5 ГОСТ под блоком учета электроэнергии понимается функциональный блок, содержащий счетчик прямого или трансформаторного включения, трансформаторы тока и испытательную переходную коробку.
В соответствии с абз. 2 п. 6.2.16 ГОСТ блоки учета, относящиеся к различным блокам ввода, следует разделять перегородками. В каждом блоке счетчики следует отделять от трансформаторов тока перегородками для исключения случайного прикосновения к их открытым токоведущим частям.
В соответствии с п. 3.4.5 ГОСТ под внутренним защитным ограждением понимается ограждение, расположенное за дверью панели (шкафа), препятствующее непреднамеренному прямому контакту с неизолированными токоведущими частями и обеспечивающее защиту от воздействия дуги при выполнении коммутационных операций.
В соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ в шкафном ВРУ вводные зажимы для проводников питающей сети и цепи учета следует располагать за оперативной панелью (по 3.4.6), которая должна быть снабжена элементами для опломбирования, при этом блоки учета в отдельные отсеки могут не выделяться.
В соответствии с п. 3.4.6 ГОСТ под оперативной панелью понимается внутреннее защитное ограждение ВРУ, на которое выведены органы управления аппаратов и которая исключает доступ к токоведущим частям при открытой двери ВРУ.
В соответствии с п. 6.2.18 ГОСТ во ВРУ шкафного исполнения в качестве защитных аппаратов следует применять автоматические выключатели, органы управления которых должны быть выведены на оперативную панель, отделяющую их от токоведущих частей.
Исходя из вышеуказанных положений ГОСТ, возможность исключения доступа к токоведущим частям обеспечивается иными составными частями ВРУ.
Кроме того, в данном ГОСТ, который распространяется на вводно-распределительные устройства, предназначенные для приема, учета и распределения электрической энергии в электроустановках жилых и общественных зданий, а также для защиты отходящих от ВРУ распределительных и групповых цепей при перегрузках и коротких замыканиях и по которому изготавливаются ВРУ, не предусмотрена обязанность по установке защитной панели на ВРУ.
Таким образом, требование по установке заявителем защитного экрана на ВРУ с целью его дальнейшего опломбирования необоснованно.
В соответствии с абз. 3 п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В соответствии с п. 6.7.13 ГОСТ конструкция ВРУ должна обеспечивать безопасность выполнения квалифицированным персоналом следующих операций без снятия напряжения:
- визуальную проверку аппаратов, их технических данных, зафиксированных на паспортных табличках;
- замену плавких вставок предохранителей;
- настройку реле времени на соответствующий режим работы;
- поиск повреждений с применением специальных приборов (индикаторов напряжения, вольтметров и др.);
- проверку маркировки проводников.
Соответственно, требование по установке защитного экрана на ВРУ или бокса для вводного автомата с целью дальнейшего их опломбирования необоснованно. Установка защитного экрана на ВРУ и его опломбирование исключит возможность собственника устройств - ООО "...", проводить техническое обслуживание электроустановок и реагировать на форс мажорные ситуации.
Кроме того, согласно Актам технологического присоединения новых энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям стороны подтверждают, что технологическое присоединение энергопримающих устройств к электрической сети сетевой организации выполнено в соответствии с правилами и нормами.
В настоящий момент, поскольку приборы учета Заявителя не допущены в эксплуатацию, ООО "..." вынуждено оплачивать потребленную электрическую энергию из расчета максимальной мощности энергопринимающих устройств, в связи с чем, несет необоснованные убытки.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).
Таким образом, действия Общества, выразившиеся в предъявлении необоснованного требования по установке Заявителем защитного экрана на ВРУ или бокса для вводного автомата с целью их дальнейшего опломбирования, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии Председатель Комиссии,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 072/01/10-10/2019 к рассмотрению на "25" июля 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 072/01/10-10/2019 в качестве заявителя ООО "...".
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 072/01/10-10/2019 в качестве ответчика по делу АО "ЭК "Восток".
4. Заявителю - ООО "..." в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок не позднее "19" июля 2019 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
4.1. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.2. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.3. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.4. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.5. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.6. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...
4.7. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ....1;
4.8. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.9. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
4.10. Акт допуска приборов учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию, расположенных по адресу: ...;
5. Ответчику - АО "ЭК "Восток" в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок не позднее "19" июля 2019 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
5.1 Письменные мотивированные объяснения относительно вменяемого правонарушения;
5.2. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной АО "ЭК "Восток" в результате осуществления деятельности по оказанию услуг по энергоснабжению за 2018 г. в границах г. Тюмени;
5.3. Справку, заверенную печатью и подписанную директором Общества и главным бухгалтером, о размере выручки, полученной АО "ЭК "Восток" от реализации всех товаров, работ и услуг за 2018 г., с приложением документов налоговой отчетности;
5.4. Письменные мотивированные объяснения относительно недопуска приборов учета (Акты NN 020678 от 31.10.2018 г.; 015347 от 09.11.2018 г.; 012302, 012303 от 27.12.2018 г.; 012868 от 13.12.2018 г.) в эксплуатацию при условии, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя выполнено надлежащим образом в соответствии с Актами о технологическом присоединении данных устройств.
Тюменское УФАС России обращает внимание, что информацию необходимо представить по каждому пункту настоящего определения. В случае отсутствия запрашиваемой информации необходимо в письменной форме сообщить об этом в Тюменское УФАС России в установленный срок.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.
Председатель Комиссии ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 июня 2019 г. N 072/01/10-10/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2019