Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Б<...> - врио заместителя руководителя управления,
Члены Комиссии:
П<...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Г<...>-специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
в отсутствии заявителя (уведомлена надлежащим образом),
в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя Ш<..>(в деле отсутствуют доказательства надлежащего уведомления)
в присутствии заинтересованного лица АО "Тандер" в лице представителя по доверенности С<..>
рассмотрев дело N022/05/21-315/2019 по признакам нарушения п.8 ч.2 ст.21, ч.3 ст.21 законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы алкогольной продукции в социальной сети "Одноклассники" в группе "Объявления Усть-Пристанского района"
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступили заявления гражданина Российской Федерации (вхд.N194695 от 09.04.2019 г.; вхд.N195665 от 29.04.2019 г.; вхд.N 195895 от 06.05.2019 г.) по факту распространения информации рекламного характера в группе "Объявления Усть-Пристанского района" в социальной сети "Одноклассники".
Заявитель указывает, что торговые сети "Аникс", "Мария-Ра", "Магнит", торговый дом "Алла" размещают рекламу своих товаров (в том числе алкогольной продукции -"Магнит") в группе социальной сети, а именно <....>
В дополнение к заявлению, представлены скриншоты размещаемой рекламы в группе "Объявления Усть-Пристанского района" в социальной сети "Одноклассники".
Антимонопольным органом установлено, что 22 декабря 2018 года в группе социальной сети "Одноклассники"<......> "Объявления Усть-Пристанского района" размещена рекламная запись сети магазинов "Магнит", с фотографией полок с алкогольной продукцией различных марок коньяка, мартини и других. Запись сопровождается надписью: "Магазин "Магнит" приглашает за покупками алкогольных товаров. Большой ассортимент по доступным ценам". 7 марта 2019 года также размещена публикация с изображением алкогольной продукции, запись сопровождается комментарием "Акции только сегодня на вино-водочную продукцию и конфеты". На изображении хорошо различимы марки алкогольной продукции. Установлено, что автором публикаций является Ш<...>
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38- ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
На основании изложенного, обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции, к продавцу рекламируемого товара, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, согласно части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Группа в социальной сети "Объявления Усть-Пристанского района" является открытой, т.е просматривать материалы такой группы и вступить в неё смогут все желающие.
Антимонопольным органом установлено, что на территории Усть-Пристанского района имеется один магазин торговой сети "Магнит", который расположен по адресу: <...> Директором магазина является Ш<..>
Антимонопольным органом в результате осмотра группы в социальной сети "Одноклассники" <...> установлено, что автором публикаций с рекламой магазина "Магнит" является Ш<...>
Ответственность за нарушение требований п.8 ч.2 ст.21, ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
Рекламораспространитель-лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств, рекламодатель- изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, установлено, что рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является директор магазина "Магнит" <....>
В заседание Комиссии поступил письменный отзыв АО "Тандер" (ИНН 2310031475) на Определение о возбуждении дела, согласно которому Ш<...>является работником АО "Тандер". В свою очередь АО "Тандер" указывает, что Обществом не проводится размещение рекламы алкоголя в сети интернет. Общество принимает все возможные меры для исключения потенциальных нарушений законодательства о рекламе исполнителями на местах. С сотрудниками периодически проводятся занятия, разъясняются нормы законодательства и ответственность за их нарушения, рассматриваются вопросы правильного размещения рекламных материалов. Работники торговых объектов информируются о необходимости контроля соблюдения законодательства, даже если это не входит в их прямые должностные обязанности.
Также АО "Тандер" пояснил, что ПАО "Магнит" является акционером АО "Тандер" и операционную деятельность по управлению магазинами торговой сети "Магнит", а равно розничную торговлю потребительскими товарами, не ведет. Всю операционную деятельность (включая формирование трудовых отношений с работниками магазинов торговой сети) осуществляет АО "Тандер". Присутствующая в заседании Комиссии представитель АО "Тандер" доводы, указанные в отзыве, поддержала.
В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Ш<...> о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела. По состоянию на 27.06.2019 года в материалах дела отсутствуют требуемые от Ш<...> документы и материалы.
Согласно п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, а также необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств.
В соответствии с п. 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело рассматривается антимонопольным органом в течение 1-го месяца со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.
На основании изложенного, в соответствии с п.п. 27, 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1.Рассмотрение дела N 022/05/21-315/2019 отложить.
2. Продлить срок рассмотрения дела N 022/05/21-315/2019 до 06.08.2019 года.
3. Назначить рассмотрение дела на "16" июля 2019 года в 09 часов 30 минут по адресу: г.Барнаул, пр. Ленина, 81, 1 этаж.
4. Признать лицами, участвующими в деле:
-заявитель;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
- рекламодатель и рекламораспространитель директор магазина "Магнит" <..> Ш<...>
-заинтересованное лицо АО "Тандер" <..> ИНН 2310031475.
5. Исключить ПАО "Магнит" (350072, Краснодарский край, г. Краснодар ул. Солнечная, 15/5, ИНН 2309085638) из числа заинтересованных лиц.
6. Ш<..> в срок до 14 июля 2019 года представить в адрес Алтайского краевого УФАС России копии следующих документов и материалов:
· документы, на основании которых происходило размещение рекламы;
·письменный отзыв на определение, иные документы и материалы.
При участии законного представителя рекламодателя в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела N022/05/21-315/2019 ) при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт). В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.
Председатель Комиссии: <..> Б
Члены Комиссии: <..> П
<..> Г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 июня 2019 г. N 022/05/21-315/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2019