Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 058/04/14.3-329/2019, возбужденного в отношении Кредитного потребительского кооператива
КПК о месте и времени рассмотрения дела N 058/04/14.3-329/2019 об административном правонарушении извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует распечатка с сайта Почта России.
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение поступил протокол от 24.06.2019 N 058/04/14.3-329/2019 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) в отношении КПК , в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении от 24.06.2019 N058/04/14.3-329/2019 и материалов дела следует.
Пензенским УФАС России было рассмотрено дело N 3-01/07-2019 о нарушении законодательства о рекламе в отношении КПК по факту нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе").
Распространяемая КПК реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 05 марта 2019 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" признана ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела представитель КПК не присутствовал. В адрес Пензенского УФАС России представлено ходатайство о рассмотрении данного административного дела без участия представителя КПК .
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.
Факт совершения КПК действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.
Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе N 3-01/07-2019 следует, что в Пензенское УФАС России поступило заявление Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Волго-Вятское ГУ Банка России) по поводу распространения в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 рекламы КПК , не соответствующего законодательству о рекламе.
Решением Комиссии установлено, что размещенная в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 реклама содержат следующую информацию:
- "КПК "Доверенительный": "семь раз отмерь, один раз отрежь"_КПК "Доверительный" действует на основании Федерального закона "О кредитной кооперации". КПК "Доверительный" входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ (это вы можете проверить самостоятельно на сайте ЦБ РФ), соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. Соответственно, и сохранность сбережений гарантируется непосредственно Центробанком РФ, который располагает специальным страховым фондом. КПК "Доверительный" входит в состав СРО "Центральное Кредитное Объединение", в которой тоже есть страховой фонд. КПК "Доверительный" сформировал собственный резервный страховой фонд. Получается, что сохранность ваших сбережений защищена сразу на трех уровнях_" (газета "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 прилагается);
- "КПК "Доверенительный" всегда рядом с вами!... КПК "Доверенительный" действует на основании Федерального закона "О кредитной кооперации". КПК "Доверенительный" входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ, соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. КПК "Доверенительный" входит в состав СРО "Центральное Кредитное Объединение". КПК "Доверенительный" является участником системы страхования сбережений!..." (газета "PRO Город" N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 прилагается).
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Информация, распространяемая в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.
Рассматриваемая реклама содержит информацию об участии КПК в системе страхования сбережений. Кроме того, указывается, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом.
Между тем согласно Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" Кооператив не является банком и привлекает денежные средства граждан не по договору банковского вклада, а по договору передачи личных сбережений.
Таким образом, в силу статьи 4 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" КПК не является участником системы страхования вкладов.
В свою очередь, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предусматривает создания какого-либо страхового фонда для осуществления выплат кредитным кооперативам или их членам.
Соответственно, Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Утверждение в рекламе, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом, об участии КПКв системе страхования сбережений, содержит недостоверную информацию и может создать у населения не соответствующие действительности представление о том, что денежные средства граждан застрахованы согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Тем самым потребители рекламы могут быть введены в заблуждение, поскольку Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).
Учитывая вышеизложенное, реклама КПК , размещенная в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как следует из представленных в материалы дела документов, индивидуальным предпринимателем М (Исполнитель) 12.10.2018 заключила с индивидуальным предпринимателем (Заказчик) Договор N по оказанию услуг по размещению вышеуказанной рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике "PRO Город Пенза".
Согласно п.5.1 Договора от 12.10.2018 N362 Заказчик несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
Между индивидуальным предпринимателем (Исполнитель) и КПК (Заказчик) 13.10.2018 был заключен договор б/н оказания рекламных услуг по изготовлению и размещению рекламных и (или) рекламно-информационных материалов Заказчика.
Согласно п.5.2 Договора от 13.10.2018 Заказчик несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность размещенных в их рекламных и /или рекламно-информационных материалах информации в соответствии с действующим законодательством РФ.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы являются КПК .
Действия КПК были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а распространяемая реклама признана ненадлежащей.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения: г. Пенза.
Время совершения административного правонарушения: январь 2019 года.
Таким образом, в действиях КПК , содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В силу ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с реестром субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы по Пензенской области, КПК является микропредприятием. Ранее к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе не привлекалось. Совершенное КПК правонарушение не причиняет вреда и не создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причиняет имущественный ущерб.
Согласно п.4 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих обстоятельств признаются нарушение законодательства о рекламе впервые, а также добровольное устранение нарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного КПК административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 3.2, 3.4, 4.1.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать КПК виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 июля 2019 г. N 058/04/14.3-329/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.06.2019