Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе
в присутствии представителей:
ООО "ЧОП "Интерлок-Амур" - <_> (по доверенности);
МУП города Хабаровска "Водоканал" - <_> (по доверенности), <_> по доверенности, <_> (по доверенности);
ООО "ЧОО "ГАРТ" - <_> (по паспорту и выписке из ЕГРЮЛ);
рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "Интерлок-Амур" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств, материалы дела N 027/01/18.1-321/2019,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ЧОП "Интерлок-Амур" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств (извещение N 31907909820).
Из жалобы общества следует, что в конкурсной документации Заказчиком необоснованно установлены требования к участникам, в том числе требование об учете опыта охраны только объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществление охраны на постах с применением служебного огнестрельного нарезного короткоствольного оружия в количестве не менее 60 штук для получения максимального балла, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N 223-ФЗ).
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
Принятие решения по жалобе откладывалось в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Представители МУП города Хабаровска "Водоканал" в представленном отзыве и в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив что:
- при оценке опыта участника по охране объектов жилищно-коммунального хозяйства перечень объектов предельно расширен в соответствии с частью 2 статьи 275.1 Налогового Кодекса Российской Федерации;
- требование на осуществление охраны на постах со служебным огнестрельным нарезным короткоствольным оружием, не ограничивает число участников, поскольку после определения победителя у участника конкурса имеется достаточно времени для оформления соответствующего оружия. При этом в договоре в целях недопущения ограничения конкуренции не указано наименование конкретного оружия, а описаны его потребительские свойства: служебное, огнестрельное, нарезное, короткоствольное оружие;
- довод жалобы в отношении количества оружия огнестрельного нарезного короткоствольного в размере 60 штук отклонили, так как расчет потребности в оружии произведен исходя из количества постов охраны, групп быстрого реагирования и графика сменности сотрудников.
Заслушав представителей, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Согласно подпунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть, указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
24.05.2019 МУП города Хабаровска "Водоканал" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31907909820 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств.
Дата начала срока подачи заявок 24.05.2019.
Дата и время окончания подачи заявок 11.06.2019 в 09:00 по местному времени заказчика.
Дата подведения итогов 17.06.2019.
Начальная (максимальная) цена договора: 302 573 560,12 руб.
Предмет закупки: охрана объектов с использованием технических средств в количестве 4 470 320 часов.
В соответствии с приложениями 2-4 к проекту договора конкурсной документации, предусмотрена охрана на 51 посту, в том числе 16 постов с применением оружия огнестрельного нарезного короткоствольного, а также 7 групп быстрого реагирования.
Сроки оказания услуг: круглосуточно, без перерывов, выходных и праздничных дней: начало 00 часов 00 минут 01 августа 2019 г., окончание 23 часа 59 минут 31 июля 2022 г.
Согласно Приложению N 2 к информационной карте - Форма N 8 "Квалификационные характеристики участника закупки" не является обязательной для включения в состав заявки участника. Не предоставление формы 8 "Квалификационные характеристики участника закупки" не является основанием для отказа в допуске такого участника к конкурсу.
Разделом 2 документации о закупке установлены обязательные требования к участникам закупки и квалификационные требования, в числе которых требования к наличию опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг. Условия, по которым определятся аналогичность товаров (работ, услуг), закупаемых Заказчиком, определены Заказчиком в информационной карте:требования к наличию оборудования, необходимого для выполнения специальных работ (услуг)техники, материально-технических ресурсов; требование к наличию трудовых ресурсов с указанием требуемого опыта работы.
В соответствии с пунктом 13 Информационной карты к участникам закупки предъявляются дополнительные требования соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 2487-1)) к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности по конкретным видам услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1, за исключением лиц, имеющих право оказывать вышеперечисленные услуги без получения лицензии в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, действующего на момент подачи заявки на участие в конкурсе с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию, в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", за исключением лиц, имеющих право оказывать вышеперечисленные услуги без наличия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации
Согласно подпункту 2 пункта 4.2.2. конкурсной документации заявка участника конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации.
Приложение N1 к информационной карте содержит порядок оценки заявок участников с указанием критериев оценки и величин значимости этих критериев:
а) стоимостной критерий оценки - цена договора, значимость критерия 40;
б) нестоимостные критерии оценки (квалификация участника закупки) - значимость критерия 60, в том числе оценивается наличие служебного огнестрельного нарезного короткоствольного оружия.
В соответствии с подпунктом 2.2.1. приложение N1 к информационной карте оценивается обеспеченность материально-техническими ресурсами, в том числе служебное огнестрельное нарезное короткоствольное оружие, которое подтверждается соответствующими документами. При отсутствие подтверждающих документов по данному критерию присваивается "0" баллов.
В соответствии с требованиями конкурсной документации Участнику закупки для получения максимального балла по не стоимостному критерию "обеспеченность материально-техническими ресурсами" необходимо подтвердить наличие не менее 7 ед. транспортных средств используемых группой быстрого реагирования и не менее 60 ед. служебного нарезного короткоствольного огнестрельного оружия.
В соответствии со статьей 1 Закона от 11.03.1992 N 2187-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2187-1) частная детективная и охранная деятельность - оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В соответствии со статьей 11.2 Закона N 2187-1 Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 данного Закона.
Положение о лицензировании частной охранной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение N 498).
Согласно пункту 8 Положения N 498 лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2 (1) - 5 и 7 данного Положения N 498.
В соответствии с абзацем 1 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 814).
Согласно статьи 94 Постановления N 814 Территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в течение месяца со дня получения заявки и документов, предусмотренных пунктом 92 настоящих Правил, проверяет достоверность сведений, изложенных в представленных документах, и выносит в установленном порядке заключение о выдаче или об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование с учетом установленных норм обеспечения.
В приложении N 5 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587"Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" определены нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами в соответствии с которыми количество определено из расчёта не более 1 единицы на 2-х охранников.
В соответствии со статьёй 18 Закона N 2187-1 охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
В соответствии с пунктом 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1467 (далее - Постановление об антитеррористической защищенности N 1467), решение о привлечении частных охранных организаций или ведомственной охраны для обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения принимается руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим частную охранную деятельность и ведомственную охрану.
В соответствии с частью 2 статьи 275.1 Налогового Кодекса Российской Федерации к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Необходимое количество оружия оцениваемое в квалификации участника определяется исходя из количества круглосуточных вооружённых постов в соответствии с условиями договора, а именно для обеспечения 16 постов охранниками требуется не менее 64 человек, а для обеспечения работы 7 групп быстрого реагирования в состав которой входят два вооружённых охранника требуется не менее 56 человек. Всего требуется 120 человек (специализированных охранников) на каждую пару охранников по 1 оружию, следовательно, необходимое количество 60 единиц оружия.
Поскольку отсутствие подтверждающих квалификацию участника закупки документов не влечёт отклонение такой заявки от дальнейшего участия в закупке, а влияет на количество присваиваемых баллов, критерии оценки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, требование о виде оружия согласуется с Постановлением об антитеррористической защищенности N 1467, установлено в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, не может быть признано нарушающим требования Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, доводы жалобы в отношении требований к участникам об опыте охраны только объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществление охраны на постах с применением служебного огнестрельного нарезного короткоствольного оружия, не обоснованы.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОП "Интерлок-Амур" на положения конкурсной документации при проведении МУП города Хабаровска "Водоканал" открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств (извещение N 31907909820) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 июня 2019 г. N 027/01/18.1-321/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.06.2019