Резолютивная часть решения объявлена "18" июня 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме "27" июня 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N 068/05/18-180/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия на ее получение,
У С Т А Н О В И Л А:
При рассмотрении обращения (вх. от 20.03.2019 N 1637) гражданина <_> о поступлении на его номер телефона рекламного SMS-сообщения установлено, что заявитель не давал на это своего согласия.
12.03.2019 в 11:26 с номера телефона отправителя "TOYOTA-Tamb" на мобильный телефон заявителя (номер <_>) поступило SMS-сообщение следующего содержания: "С 14 марта в Тойота центр Тамбов выгода до 550000р. Кредит от 5.5%! Спец.предложение каждому! Рефинансируем кредиты! Тел. 456-000".
Вышеуказанная информация направлена на привлечение внимания к услугам предоставления кредита в автосалоне Тойота центр Тамбов, формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления кредита (процентная ставка от 5,5% с выгодой до 550000 рублей), следовательно, является рекламой финансовых услуг.
В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита, а также остальные условия, определяющие фактическую стоимость услуги и влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Установлено, что на номер телефона заявителя (номер <_>) SMS-сообщение отправлено в интересах ООО "Улей Авто Запад" (392000, г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 69, ОГРН: 1116829008460, Дата присвоения ОГРН: 17.11.2011, ИНН: 6829078401, КПП: 682901001) через SMS-центр, который принадлежит оператору сотовой связи ПАО "Мегафон" (ОГРН 1027809169585 ИНН/КПП 7812014560/770601001 105066, г. Москва, ул. Кадашевская наб., д. 30).
22.04.2019 по признакам нарушения части 1 статьи 18, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе возбуждено дело N 068/05/18-180/2019.
ООО "Улей Авто Запад" в письменных пояснениях от 21.05.2019 сообщило, что Общество не отрицает факт отправки смс-сообщения в адрес заявителя. Данное смс-сообщение было направлено должностным лицом Общества - <_> ввиду технического сбоя, не намерено.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
В Тамбовское УФАС России обратился гражданин<_>, который указал, что на его номер телефона поступают рекламные смс-сообщения от компании "Улей Авто Запад", однако, он не давал предварительного согласия на получение вышеуказанной SMS-рассылки, доказательства иного в материалы дела не представлены.
Таким образом, распространение вышеуказанной рекламы посредством использования телефонной связи осуществлено в нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В рассматриваемой рекламе отсутствовало наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита, следовательно, указанная реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
При этом, как отмечено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В вышеуказанной рекламе сообщалось, что процентная ставка по кредиту составляет от 5,5%, при этом в рекламе отсутствовали остальные условия, определяющие фактическую стоимость услуги и влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет и рекламодатель и рекламораспространитель.
За нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, ответственность возложена на рекламораспространителя.
ООО "Улей Авто Запад" в соответствии с представленными материалами 21.05.2019 (вх. N 3324), а также на рассмотрении дела указало, что Общество не отрицает факт отправки смс-сообщения в адрес заявителя. Данное смс-сообщение было направлено должностным лицом Общества - <_> по ошибке. Данные о гр. <_> попали в абонентскую базу Общества при его обращении 22.03.2014 о проведении разовых работ. Клиент не является владельцем марки Тойота, в связи с чем его карточка с данными в программе DMS дилера не корректировалась и не проходила проверку на предмет заполнения реквизитов, влияющих на попадание в выборку при проведении смс-рассылки. Как получатель рассылки Клиент не предполагался, поэтому смс-сообщение поступило в его адрес ввиду технического сбоя. Также Общество указало, что <_> пояснил, что сотрудники отдела не обладают специальными знаниями в области права. Смс-сообщение было сформулировано без предварительной консультации с отделом маркетинга и юрисконсультом. В целях предотвращения повторения аналогичных ситуаций проведены: разъяснительная работа, запрещено направлять смс-сообщения без предварительного согласования с отделом маркетинга и юрисконсультом, в обществе разработана процедура для утверждения текста рекламного сообщения, разъяснено, что тексты должны быть согласованы с руководителем отдела маркетинга и при необходимости сторонних специалистов.
В соответствии с договором предоставления услуг, заключенным между ООО "ТМС-Контент" (Исполнитель) и ООО "Улей Авто Запад" Исполнитель оказывает, а Заказчик принимает и оплачивает телематические услуги по доставке смс-сообщений Заказчика через телекоммуникационные сети Исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, дополнительными соглашениями и приложениями к нему.
В соответствии с платежным поручением от 11.03.2019 N 581 ООО "Улей Авто Запад" произведена оплата за услуги ООО "ТМС-Контент".
Таким образом, Инициатором рассылки данного смс-сообщения является ООО "Улей Авто Запад".
С учетом изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанного смс-сообщения является ООО "Улей Авто Запад".
Нарушение прекращено. Номер телефона абонента <_> (<_>) удален из абонентской базы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "С 14 марта в Тойота центр Тамбов выгода до 550000р. Кредит от 5.5%! Спец.предложение каждому! Рефинансируем кредиты! Тел. 456-000", поступившую 12.03.2019 в 11:26 с номера телефона отправителя "TOYOTA-Tamb" на мобильный телефон заявителя, поскольку при её распространении нарушены требования части 1 статьи 18, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп.: Мясникова Алена Николаевна,
(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 июня 2019 г. N 068/05/18-180/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2019