по результатам рассмотрения жалобы ООО "Бауверк" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
11.06.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Бауверк" б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2628/ОАЭ-ЦДПО/19 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту и текущему содержанию объектов пригородной инфраструктуры Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (лот N 2) (извещение N 31907831816), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Бауверк" (далее - Заявитель) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2628/ОАЭ-ЦДПО/19 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту и текущему содержанию объектов пригородной инфраструктуры Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (лот N 2) (далее - Аукциона, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.04.2019;
Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 2 - 72 000 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 16.05.2019;
Дата рассмотрения заявок - 29.05.2019;
Дата подведения итогов - 29.05.2019;
На участие в Аукционе по лоту N 2 подано 4 заявки, из которых 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по лоту N 2;
Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения аукционных заявок.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по лоту N 2.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 33 пункта 6 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.11.7.1 Документации установлено, что для участия в Аукционе участнику необходимо, в том числе, представить заявку на участие в Аукционе, подготовленную по форме заявки участника, представленной в приложении N 1.3 Документации.
При этом в соответствии с приложением N 1.3 Документации участнику необходимо указать срок действия заявки.
Кроме того, пунктом 3.11.1 Документации установлено, что аукционная заявка должна содержать всю требуемую в Документации информацию и документы, должна быть оформлена в соответствии с требованиями Документации и должна действовать не менее 120 (ста двадцати) дней с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок от 27.05.2019 б/н Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе "на основании пункта 3.11.2 аукционной документации в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.11.7.1 конкурсной документации, несоответствующего требованиям подпункта 6 пункта 3.11.7.1. аукционной документации, а именно : в заявке участника не указан срок действия заявки".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем представлена аукционная заявка, оформленная по форме приложения N 1.3 Документации, вместе с тем, заявка Заявителя не соответствует требованиям Документации, поскольку не содержит указания срока действия аукционной заявки, в соответствии с требованиями формы приложения N 1.3 Документации, что является основанием для отклонения заявки Заявителя, поданной на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом довод Жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения аукционных заявок.
В соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать в том числе, основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации, Извещения, которым не соответствует такая заявка.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы и пояснил, что согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок от 27.05.2019 б/н Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.11.2 Документации в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.11.7.1 Документации, несоответствующего требованиям подпункта 6 пункта 3.11.7.1 Документации, а именно в заявке участника не указан срок действия заявки, вместе с тем, Документация не содержит подпункта 6 пункта 3.11.7.1 Документации.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что при составлении указанного протокола Заказчиком допущена техническая ошибка в части указания подпункта Документации, на основании которого Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего протокол рассмотрения аукционных заявок, нарушают пункт 6 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение на результаты проведения Аукциона не повлияло, поскольку Заказчиком в протоколе рассмотрения аукционных заявок от 27.05.2019 б/н указан пункт, на основании которого Заявителю отказано в допуске к участию Аукционе, кроме того, Заказчиком указана причина несоответствия заявки Заявителя требованиям Документации.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Бауверк" (ИНН: 4716043041, ОГРН: 1174704002472) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2628/ОАЭ-ЦДПО/19 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту и текущему содержанию объектов пригородной инфраструктуры Октябрьской дирекции пассажирских обустройств (лот N 2) (извещение N 31907831816) обоснованной в части ненадлежащего формирования Заказчиком протокола рассмотрения аукционных заявок.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим пункт 6 части 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 11.06.2019 N 223-ФЗ-602/19 не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.06.2019 N 223-ФЗ-602/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.06.2019