Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<......>
При участии: Заявителя: ПАО "Якутскэнерго" Энергосбыт", г. Якутск, ул. Федора Попова, 14/2;
Лицо, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- <.......>, Республика Саха (Якутия), г. Олекминск, ул. <....>, на рассмотрение дела не явился, сведений о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в материалах дела не имеется.
Рассмотрев дело N014/05/5-27/2019, возбужденное по обращению ПАО "Якутскэнерго" N10712 от 07.12.2018 г., в котором указываются факты распространения информации рекламного характера о реализации неоди\x{0301}мовых магни\x{0301}тов на счетчики, с указанием абонентских номеров ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Республики Саха (Якутия): "+7142-....." с признаками нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение ПАО "Якутскэнерго" N10712 от 07.12.2018 г., в котором указываются факты распространения информации рекламного характера о реализации "неоди\x{0301}мовых магни\x{0301}тов", с указанием абонентского номера ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Республики Саха (Якутия): "+7142-....".
Реклама содержит информацию: "Магниты на счетчики экономия -100%. 715-499", распространение рекламы, осуществляется с использованием рекламных конструкций, типа "баннерное панно", размера 100х90 см, размещенных на фасадах зданий, ограждений по всей территории г. Якутска, а именно по адресам: по ул. Жорницкого, ул. Чернышевского, ул. Лермонтова, ул. Гастелло, ул. Петра Алексеева, ул. Хатын-Юряхское шоссе, и пригородные улицы.
В обращении ПАО "Якутскэнерго" указывает, что рекламируемые неодимые "СТОП-МАГНИТЫ", используются в незаконных целях для снижения объемов потребляемых энергоресурсов, путем установки неодимового магнита на прибор учета в целях хищения, что влечет нарушение законодательства в сфере электроэнергетики, статьи 544 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), требования к техническому состоянию и эксплуатации приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В целях установления лица, причастного к вопросу производства и распространения рекламы неодимовых "Стоп-магнитов" - "Магниты на счетчики экономия -100%. 715-499", иных сведений о местонахождении продавца рекламируемого товара "Стоп-магнита", которое используются гражданами для снижения объемов потребляемых энергоресурсов путем незаконной установки неодимового магнита на прибор учета, антимонопольным органом, проведена с 31.01.2019 г. по 06.03.2019 г. внеплановая проверка N03-02/19РВП.
По результатам внеплановой проверки установлено, что лицом, использующим, указанные в рекламе абонентский номер, принадлежащие номерной емкости ПАО "Мобильные ТелеСистемы", выступает абонент ПАО МТС +7914-27....... гр. <....> абонентский номер зарегистрирован с 10.03.2014 г. со сменой номера 8984......
Заявитель считает, что распространение рассматриваемой рекламы: "Магниты на счетчики экономия -100%. 715-499", нарушает требование пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части побуждения к совершению противоправных действий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Однако согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, информация о продаже неодимовых магнитов лицом, систематически получающим прибыль от такой деятельности, является рекламой.
С учетом изложенного, информация <,,,,> с выражением: "Магниты на счетчики экономия -100% т. 7......" может быть признана рекламой.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Однако, содержание рекламы с выражением: "Магниты на счетчики экономия -100% т. 715-499" прямо побуждает потребителей рекламы к совершению противоправных действий, выражающихся в уклонении от уплаты коммунальных платежей посредством искажения показаний приборов учета коммунальных ресурсов, путем установки неодимового магнита на прибор учета в целях хищения, что влечет нарушение законодательства в сфере электроэнергетики, статьи 544 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), требования к техническому состоянию и эксплуатации приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
По действующему законодательству умышленное занижение фактического количества потребленной электро-энергии или водоснабжения является их хищением путем присвоения и влечет за собой взыскание причиненного ущерба и привлечение виновного к административной ответственности.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N014/05/5-27/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 09.04.2019 г. возбуждено производство по делу.
В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего вручения гр. <....> определения о возбуждении дела N014/05/5-27/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 09.04.2019 г. в виду отсутствия информации о местонахождении адресата.
Согласно п. 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случаях, необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста. При этом, рассмотрение дела возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и начинается сначала.
Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.
В материалы дела поступила информация Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Саха (Якутия) N5/1106 от 22.04.2019 г., согласно которой МУ МВД РФ "Якутское" проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения гр. <,,,,> в целях привлечения к участию в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, антимонопольный орган в целях законного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, надлежащего извещения гр. <.....>, установления причастности иных лиц к вопросам производства и распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия приняла решение рассмотрения дела приостановить, привлечь к участию в деле, оператора связи ПАО "Мобильные ТелеСистемы", для получении информации об использовании абонентом, указанного в рекламе номера.
Руководствуясь вторым абзацем пункта 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Производство по делу N014/05/5-27/2019 приостановить, в связи с необходимостью установления обстоятельств по делу;
2. Признать и привлечь к участию в деле:
В качестве заинтересованного лица: ПАО "Мобильные ТелеСистемы", 109147, г.Москва,
ул. Марксисткая, дом 4, почтовый адрес: 109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д.5, стр.2;
МУ МВД РФ "Якутское", г. Якутск, ул. Якутская, 2;
3. Лица, участвующие в рассмотрении дела, о дате и сроке рассмотрения дела будут уведомлены предварительно определением о возобновлении рассмотрения дела, при необходимости будут запрошены дополнительные сведения и документы.
4. ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в срок до "20" июня 2019 г. представить следующие сведения (документы):
- письменное пояснение, с какого момента используется абонентом номер, указанный в рекламе;
- насколько активно используется номер абонентом, возможно ли передача номера иным лицам, без уведомления оператора;
- по каким правовым основаниям оператором связи возможно блокирование телефонного номера абонента, укажите норму закона;
- возможно, ли заблокировать данный номер, используемый абонентом для осуществления противоправных действий, нарушающих требования законодательства о рекламе Российской Федерации, а также осуществления незаконной предпринимательской деятельности, основания для блокирования номера;
- возможно, ли заблокировать номер при принятии антимонопольным органом решения о признании рекламы ненадлежащей, а действия абонента с использованием данного номера незаконными, нарушающими требования законодательства о рекламе.
5. <......> в срок до "20" июня 2019 г. представить следующие сведения (документы):
- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из ЕГРИП;
- копию документа удостоверяющего личность;
- с какой целью осуществляется реализация "СТОП-МАГНИТОВ", сколько реализовано, сертификаты на реализуемые магниты, у кого закупаете, по какой цене реализуете, товарные накладные, договор поставки;
- кем определялось содержание рекламы, когда и кем изготавливались макеты рекламы, изготавливались (печатались) панно с указанием Вашего номера +7914-....., в каком количестве, по каким адресам осуществлялось размещение рекламы;
- письменные пояснения по обстоятельствам производства и распространения рассматриваемой рекламы;
- предавали ли данный номер иным лицам;
6. МУ МВД РФ "Якутское" в срок до "20" июня 2019 г. представить следующие сведения (документы):
- место нахождение гражданина, с информацией о вручении данного определения;
- возможно ли органами Полиции осуществить доставление данного гражданина на рассмотрение дела, укажите основания;
- проводились ли в отношении гр. <...>. проверки по незаконной предпринимательской деятельности по признакам нарушения статьи 14.1. КоАП РФ;
- возможно ли блокирование номера лица (гражданина), использующего номер для нарушения законодательства по решению органов Полиции;
- привлекался ли ранее данный гражданин к административной или уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, проводились ли проверки в отношении гражданина;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 декабря 2018 г. N 014/05/5-27/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.04.2019