Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУСПП "Флора" (далее - Организатор торгов); от ООО "Неруд-24" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.05.2019 вх. N 16514-ИП/19) ООО "Неруд-24" на действия Организатора торгов СПб ГУСПП "Флора" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку грунта растительного для нужд СПб ГУСПП "Флора" (извещение N 31907913950), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 мая 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907913950 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку грунта растительного для нужд СПб ГУСПП "Флора" (далее - Закупка), включая документацию о запросе котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУСПП "Флора" (далее - Положение о закупках) в редакции от 04.02.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
498 480 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
27.05.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
04.06.2019 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
04.06.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198504, Санкт-Петербург, Петергоф, Собственный, 44 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907913950 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
необоснованном установлении в Документации требования к поставщику о необходимости осуществления поставки и разгрузки товара малогабаритной техникой до 8 тонн;
установлении в Документации требования к новизне товара;
установлении ненадлежащего срока направления участниками Закупки запросов о предоставлении разъяснений положений Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУСПП "Флора" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Неруд-24" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/18878/19 от 04.06.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/18878/19 от 04.06.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о необоснованном установлении в Документации требования к поставщику о необходимости осуществления поставки и разгрузки товара малогабаритной техникой до 8 тонн:
В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
На основании п. 4 ч. 9 ст. 4 Закона 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как следует из п. 3 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение) и п. 5 Технического задания (Приложение N 1 к Извещению), поставка и разгрузка товара осуществляется малогабаритной техникой до 8 тн. силами поставщика по следующим адресам заказчика: г. Санкт-Петербург, по Петродворцовому р-ну.
В соответствии с п. 3 Технического задания целью Закупки является обеспечение надлежащего содержания объектов и территорий зеленых насаждений, обеспечение их надлежащего санитарного состояния, ремонт объектов зеленых насаждений, находящихся на территориях зеленых насаждений г. Санкт-Петербурга, организация и посадка садово-парковых насаждений, разработка и реализация проектных решений цветочного оформления, художественно-ландшафтного оформления земельных участков (территорий), ремонта газонов, дорожек, площадок для отдыха, малых архитектурных форм, обеспечение надлежащего выполнения комплекса мероприятий по созданию новых зеленых насаждений и элементов благоустройства взамен уничтоженных или поврежденных на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части, касающейся уличного озеленения) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.
Заявитель в жалобе указывает на то, что требование Организатора торгов о необходимости доставки товара техникой до 8 тонн, указанное в п. 3 Извещения и п. 5 Технического задания, является излишним и не обусловлено потребностями заказчика, что, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению конкуренции. Заявитель в жалобе также отметил, что в адрес Организатора торгов был направлен соответствующий запрос на разъяснение обжалуемых положений Документации, однако на момент составления жалобы ответ получен не был.
Представитель Организатора торгов пояснила, что 03.06.2019 в адрес Заявителя был направлен ответ на запрос с разъяснениями обжалуемых положений Документации, а именно: часть объектов и территорий зеленых насаждений, указанных в п. 3 Технического задания, являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), на территории которых запрещено использование крупногабаритной тяжелой техники свыше 8 тонн, расчетная нагрузка которой не должна превышать расчетную нагрузку 400 кг/м2, с целью исключения деформации и поломки территорий зеленых насаждений. Размещение делимого (сыпучего) груза на транспортном средстве должна осуществляться таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;
3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требование Организатора торгов к поставщику о необходимости осуществления поставки и разгрузки товара малогабаритной техникой до 8 тонн на этапе исполнения обязательств по договору в рамках Закупки, указанное в п. 3 Извещения и п. 5 Технического задания (Приложение N 1 к Извещению), установлено в соответствии с предметом проводимой процедуры Закупки, обусловлено потребностями заказчика с целью сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и не выступает необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по первому доводу жалобы Заявителя не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требования к новизне товара:
Согласно п. 12 Технического задания поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в том числе, который не был восстановлен, не были восстановлены потребительские свойства).
Пунктом 11 Технического задания установлено, что поставщик предоставляет заказчику товар, соответствующий государственным стандартам качества (ГОСТ Р 53381-2009 Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия), безопасности и техническим требованиям, указанным в настоящем техническом задании.
Заявитель в жалобе указывает на то, что применительно к такому товару как "растительный грунт" не может быть применен признак новизны товара. Таким образом, по мнению Заявителя, заказчиком установлены неизмеряемые (оценочные) требования к товару, являющемуся предметом Закупки. Заявитель в жалобе также отметил, что в адрес Организатора торгов был направлен соответствующий запрос на разъяснение обжалуемых положений Документации, однако на момент составления жалобы ответ получен не был.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в данном случае новизна не относится к конкретным показателям закупаемого товара (его качественным характеристикам). Требование о новизне товара, указанное в п. 12 Технического задания, установлено по умолчанию, никак не оценивается заказчиком и не требует отражения в составе заявки на участие в Закупке. Товар "грунт растительный" должен соответствовать ГОСТ, он изготавливается по технологической инструкции, которая регламентирует рецептуру, процесс добычи, хранения в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В Техническом задании установлены требования к качеству поставляемого товара, а именно, соответствия государственным стандартам качества ГОСТ Р 53381-2009 Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия. О чем было разъяснено Заявителю ответом на запрос на разъяснение Документации, размещенным на электронной торговой площадке "РТС-Тендер" (далее - ЭТП).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требование о новизне товара, указанное в п. 12 Технического задания, не является ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов ненадлежащего срока направления участниками Закупки запросов о предоставлении разъяснений положений Документации:
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Как следует из ч. 1 ст. 3.3 Закона 223-ФЗ, при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, дата и время публикации Извещения о проведении процедуры Закупки: 27.05.2019 11:47 (МСК). Дата и время окончания подачи заявок: 04.06.2019 в 08:00 (МСК).
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно карточке Закупки, размещенной на сайте ЭТП, срок направления запроса о разъяснении документации (дней до окончания подачи заявок): 5 рабочих дней; срок предоставления разъяснения документации: 3 рабочих дня. Таким образом, сроки, установленные заказчиком, нарушают требования ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Также Заявитель отметил, что направление запроса через оператора ЭТП в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ 29.05.2019 было невозможно в связи с установлением заказчиком более длительных сроков, по сравнению с предусмотренными Законом N 223-ФЗ, вследствие чего запрос на разъяснение положений Документации в адрес Организатора торгов был направлен по электронной почте. В связи с тем, что Извещение по оспариваемой Закупке размещено 27.05.2019 в 11:47 - реальный срок подачи запроса на разъяснение составлял менее одного рабочего дня, что не соответствует ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Представитель Организатора торгов пояснила, что согласно опубликованному на ЭТП извещению срок направления запроса о разъяснении Документации - 5 дней до окончания подачи заявок на участие в Закупке, а срок предоставления Организатором торгов соответствующих разъяснений Документации - 3 рабочих дня. Сроки направления запроса о разъяснении автоматически выставляются при формировании извещения на ЭТП, что не было учтено ответственным специалистом. Запрос Заявителя на разъяснение Документации поступил 29.05.2019 в 23:52 (МСК) посредством письма, направленного по электронной почте. Технически объяснить отсутствие возможности подать запрос через ЭТП специалисты СПб ГУСПП "Флора" не могут, так как при произведении подсчета сроков крайнее время подачи запросов - 29.06.2019 23:59 (МСК), вследствие чего ответ на запрос Заявителя был направлен 03.06.2019 на адрес электронной почты, с которого ранее был получен запрос, в течение регламентированных сроков (3 рабочих дня).
В подтверждение данной позиции со стороны Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены соответствующие ответ на запрос Заявителя о предоставлении разъяснений положений Документации, а также копии писем, подтверждающие направление в адрес Заявителя соответствующего ответа на запрос Заявителя по электронной почте.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в нарушение требований ч. 3 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ был установлен ненадлежащий срок направления участниками Закупки запросов о предоставлении разъяснений положений Документации.
Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению ненадлежащего срока направления участниками Закупки запросов о предоставлении разъяснений положений Документации, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статьи Закона 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 30.05.2019 вх. N 16514-ИП/19) ООО "Неруд-24" на действия Организатора торгов СПб ГУСПП "Флора" (ИНН: 7819000863, ОГРН: 1027808918940) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку грунта растительного для нужд СПб ГУСПП "Флора" (извещение N 31907913950) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУСПП "Флора" (ИНН: 7819000863, ОГРН: 1027808918940) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статьи Закона 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления ненадлежащего срока направления участниками Закупки запросов о предоставлении разъяснений положений Документации.
3) Не выдавать Организатору торгов СПб ГУСПП "Флора" (ИНН: 7819000863, ОГРН: 1027808918940) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что выявленные нарушения не повлекли нарушение прав Заявителя, так как ответ на запрос Заявителя о предоставлении разъяснений положений Документации был направлен Организатором торгов в адрес ООО "Неруд-24" в регламентированные законом сроки (3 рабочих дня).
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июня 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2019