Резолютивная часть решения оглашена 05.06.2019 года г. Тюмень
В полном объеме решение изготовлено 10.06.2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
М - |
Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства |
члены комиссии: |
М |
Начальник отдела контроля органов власти, |
|
М |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти, |
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дело N 072/07/18.1-79/2019 по жалобе ООО "ТопЛогистика" на действия АО "ТОДЭП" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение N 31907870088), в присутствии представителей Заказчика - М (доверенность N 03-25/19-2 от 04.06.2019), Ж (доверенность N 03-25/19-1 от 04.06.2019, в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России (далее - Управление) 27.05.2019 (вх. N 4662) поступила жалоба ООО "ТопЛогистика" (далее - Заявитель, Общество) на действия АО "ТОДЭП" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение N 31907870088).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.
В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Из доводов жалобы следует, что указание в техническом задании товарного знака узкоспециализированных деталей и узлов, ограничивает число участников. Кроме того, Заявитель не согласен с недопуском к участию в аукционе, по причине несоответствия заявки требованиям документации, т.к. на основании Сравнительной таблицы Протокола оценки, заявка Общества соответствует требованиям документации.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, пояснив, что выбор Заказчика в пользу узкоспециализированных деталей и узлов марки SHANTUI, WEICHAI сделан исходя из их надежности, что обеспечивает гарантию качества и совместимость с другими узлами и агрегатами, а также наличие квалифицированного сервиса по месту нахождения техники, что в сезон работы является определяющим фактором.
Комиссией Тюменского УФАС России при рассмотрении материалов дела установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" решением Совета директоров АО "ТОДЭП", Протоколом N 28 от 28.12.2018 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "ТОДЭП (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытостью, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора по критериям которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).
Заказчиком 15.05.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruи размещено извещение N 31907870088 и документация о проведении аукциона в электронной форме.
Предметом аукциона является поставка бульдозера.
Сведения о начальной цене договора: 2 792 133 руб. 00 коп.
Техническим заданием раздел IV Документации о проведении электронного аукциона N ОГМ-18/19 на право заключения договора на поставку бульдозера (далее - Документация) установлены технические характеристики поставляемого товара.
В соответствии с п. 7.1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (по форме согласно приложения N 1 аукционной документации или в соответствии с Частью IV. "Техническое задание"). При заполнении первой части заявки участником должны быть указаны конкретные показатели характеристик поставляемого товара в соответствии с требованиями Части IV. "Техническое задание" к документации об электронном аукционе. Не допускается при описании технических характеристик использовать слова "более", "менее", "не более", "не менее", "не шире", "не уже", "не выше", "шире", "уже" "от", "до", знаки "\x{02c3}", "\x{02c2}", "~". Если Заказчиком в требовании указаны слова "более", "менее", "до", "выше", знаки "\x{02c3}", "\x{02c2}", то Участнику необходимо указать конкретный показатель, не включая крайнее значение. Если Заказчиком в требовании указаны слова "не более", "не менее", "от", "не выше", "~" то Участнику необходимо указать конкретный показатель, включая крайнее значение. Если Заказчиком указано конкретное значение, в том числе диапазонное значение без сопровождения вышеперечисленными словами и знаками, то Участник прописывает данный показатель без изменений. В случае, если в описании объекта закупки Заказчиком установлены показатели, указанные в диапазоне сопровождаемые словами "диапазон" или "в диапазоне", участнику необходимо указать показатели также в диапазоне. Диапазонные значения указываются Участником через дефис без использования слов "не шире", "не уже", "от", "до" в рамках требований Заказчика к данным диапазонным значениям. При этом крайние значения включаются в диапазон. Диапазонные значения указываются Участником через дефис без использования слов "шире", "уже", в рамках требований Заказчика к данным диапазонным значениям. При этом крайние значения не включаются в диапазон. "Те заявки, в которых будут нарушены требования заполнения при описания технических характеристик, Заказчик вправе отклонить."
При сравнении предложенных к поставке аналогичных товаров в заявке ООО "ТопЛогистика" Комиссией Управления установлено, что часть характеристик товара, предложенного Заявителем, не соответствует требованиям Технического задания:
Требуемые характеристики товара |
Характеристики аналогичного товара, предложенного ООО "ТопЛогистика" |
Габаритные размеры (без рыхлителя): Высота по кабине, мм: от 3030 до 3040 Двигатель: Модель: WEICHAI WD10G178E25 Мощность, кВт/л.с.: от 115/156 до 125/170; Объем охлаждающей жидкости, л: от 78 до 80. Трансмиссия: Насосы: SHANTUI Гидравлическая система: Гидрораспределитель: SHANTUI двухзолотниковый; Насосы: SHANTUI CONSTRUCTION MACHINERY CO., LTD; Расход: 213L/min (скорость оборотов 1800rpm) Дополнительное оборудование: Рабочее освещение фарами, шт.: от 3 до 4. |
Габаритные размеры (без рыхлителя): Высота по кабине, мм: 3040 Двигатель: Модель: SHANGHAI SC11CB (CAT) Мощность, кВт/л.с.: 135/184 Объем охлаждающей жидкости, л: 80 Трансмиссия: Насосы: SHANGHAI (Китай) Гидравлическая система: Гидрораспределитель: SHANGHAI Насосы: SHANGHAI DAZHONG HYDRAULIC TECNOLOGY. LTD Расход: 243L/min (скорость оборотов 1800rpm) Дополнительное оборудование: Рабочее освещение фарами, шт.: 4 (две фары спереди, две сзади). |
На основании протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе N 831228 от 23.05.2019 заявка Заявителя не допущена до участия в аукционе в соответствии с п. 7.1 Документации по причине того, что технические характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности отклонения заявки ООО "ТопЛогистика" по причине несоответствия технических характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено наличие необоснованного требования Технического задания в части поставки товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI без использования слов "(или эквивалент)".
Согласно с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
Комиссией Управления при рассмотрении материалов дела не установлено исключений, предусмотренных п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при установлении требования в Техническом задании к поставке товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI.
Кроме того, Заказчиком в заседании Комиссии не было представлено доказательств того, что только товар, указанный в Техническом задании с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI, может обеспечить потребность Заказчика.
Таким образом, включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.
Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.
Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено нарушение п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках АО "ТОДЭП" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера, выразившееся в установлении требования в Техническом задании к поставке товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак WEICHAI и SHANTUI без использования слов "(или эквивалент)".
По совокупности изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводам о признании жалобы ООО "ТопЛогистика" на действия АО "ТОДЭП" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение N 31907870088), обоснованной и необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТопЛогистика" на действия АО "ТОДЭП" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку бульдозера (извещение N 31907870088), обоснованной.
2. Признать в действиях АО "ТОДЭП" нарушения п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать АО "ТОДЭП" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии М
Члены Комиссии: М
М
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 июня 2019 г. N 072/07/18.1-79/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2019