Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на 2019 год,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент) от 25.10.2018 N 18/298 утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год.
В ФАС России поступило обращение <...> Волгореченского ГК КПРФ <...> от 27.01.2019 б/н по вопросу обоснованности установленного Департаментом предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на 2019 год.
В этой связи ФАС России проведен анализ экспертного заключения и материалов тарифного дела Департамента по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на 2019 год, по результатам которого выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с частью 7.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 и части 11 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей осуществляют представительные органы муниципальных образований.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств от оказания услуг указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования).
Надбавка к тарифу на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых (коммунальных) отходов ООО "ЭкоТехноМенеджмент" для потребителей на период до 31 декабря 2024 года установлена решением Думы города Костромы от 17.12.2015 N 286 в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", решением Думы города Костромы от 17.12.2015 N 285 "Об утверждении инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" по строительству объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов на территории города Костромы на 2015-2024 годы".
В соответствии с письменным мнением Главы города Костромы от 27.06.2019 N 01-90/692 в указанной инвестиционной программе объем реализуемых услуг ООО "ЭкоТехноМенеджмент" определен в размере 915,8 тыс. куб. м, в том числе потребителям города Костромы - 709,2 тыс. куб. м, потребителям Красносельского района - 21,4 тыс. куб. м, потребителям Костромского района - 185,3 тыс. куб. м.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования N 484), и пунктом 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания N 1638/16), расходы регионального оператора на самостоятельное осуществление обезвреживания твердых коммунальных отходов, рассчитанные исходя из установленных тарифов и надбавок к тарифам, установленных в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ, а также объема таких услуг, учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ФАС России установлено, что в нарушение положений законодательства в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при расчете предельного единого тарифа регионального оператора ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на 2019 год в необходимой валовой выручке по статье "Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами" Департаментом учтены расходы регионального оператора на обезвреживание твердых коммунальных отходов, определенные на основании предельных тарифов на обезвреживание твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоТехноМенеджмент", утвержденных постановлением Департамента от 11.01.2019 N 19/8, с применением надбавки к тарифам, установленной решением Думы города Костромы от 17.12.2015 N 286 для потребителей данного муниципального образования, к общему объему отходов, направляемому на объект обезвреживания в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Костромской области, утвержденной приказом департамента природных ресурсов и окружающей среды Костромской области от 22.12.2016 N 576, согласно которой в зону деятельности регионального оператора N 1 входят территории г.о.г. Кострома, г.о.г. Волгореченск, Костромского, Островского, Сусанинского, Судиславского, Красносельского муниципальных районов, муниципального района город Нерехта и Нерехтского района.
Следует отметить, что в соответствии с частью 7.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, внесение изменений в инвестиционную программу ООО "ЭкоТехноМенеджмент" в случае досрочного получения выручки, покрывающей инвестиционные расходы регулируемой организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации невозможно.
В соответствии с положениями Федерального закона N 210-ФЗ (действовавшими на момент утверждения надбавки к тарифам для потребителей ООО "Экотехменеджмент") надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы .
При этом основным принципом установления таких надбавок в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 210-ФЗ является обеспечение финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их инвестиционных программ.
Таким образом, в целях формирования экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год Департаменту необходимо исключить излишне учтенные расходы регионального оператора на обезвреживание твердых коммунальных отходов, обусловленные применением установленной решением Думы города Костромы надбавки к тарифам для потребителей данного муниципального образования, к общему объему отходов, поступающему на объект обезвреживания отходов из всех муниципальных образований, входящих в зону деятельности ООО "ЭкоТехноМенеджмент".
Надбавку к тарифам для потребителей при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" необходимо применять к объему, на который она была рассчитана в соответствии с утвержденной для регулируемой организации инвестиционной программой, а именно: 915,8 тыс. куб. м.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" и "д" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области нарушившим пункты 16, 17, 90 Основ ценообразования N 484, пункт 85 Методических указаний N 1638/16 при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год.
2. Предписать органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области в части государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении постановлением от 25.10.2018 N 18/298 предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год, а именно:
2.1. пересчитать расходы регионального оператора ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на обезвреживание твердых коммунальных отходов с учетом применения установленной надбавки к тарифам для потребителей ООО "ЭкоТехноМенеджмент" к объему, на который она была рассчитана в соответствии с утвержденной для регулируемой организации инвестиционной программой - 915,8 тыс. куб. м;
2.2. исключить излишне учтенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО "ЭкоТехноМенеджмент" по статье "Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами" из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоТехноМенеджмент" 2019 года.
3. Органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) определить необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоТехноМенеджмент" 2019 года по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. По результатам исполнения предписаний, указанных в пунктах 2, 3 резолютивной части настоящего предписания, органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) принять решение об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год с календарной разбивкой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
решения об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год;
протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;
экспертного заключения по результатам установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЭкоТехноМенеджмент" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 1 на 2019 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
С.А. Пузыревский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.07.2019