Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_> - [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела N016/04/14.3-1019/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО "МЦ "ЗДОРОФФ" (место нахождение юридического лица: <_>; ОГРН: <_>, ИНН/КПП <_>/ <_>, дата регистрации: <_> г.) по факту нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона "О рекламе"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствии ООО "МЦ "ЗДОРОФФ" или его представителя по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг с текстом: "Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года_ УЗИ органов малого таза_ Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)_ Лечение эрозий аппаратом сургитрон_ УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д." (рис. 1, рис. 2), что имеет признаки нарушения Закона "О рекламе".
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (82 мм \x{00d7} 0,2 мм = 1,64 мм) и общего объема вышеуказанной рекламы (10,2 мм \x{00d7} 14,2 мм = 144,84 мм), процент объема предупреждения от общего объема составил 1,64 мм \x{00d7} 100% \x{00f7} 144,84 мм = 1,132%.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:
- A04.22.002 - Ультразвуковое исследование надпочечников;
- A04.22.003 - Ультразвуковое исследование паращитовидных желез;
- A04.23.001.001 - Ультразвуковое исследование головного мозга;
- A04.23.001.002 - Ультразвуковое исследование головного мозга интраоперационное;
- A04.23.001.003 - Ультразвуковое исследование кровотока (флуометрия) в артериях головного мозга интраоперационное;
- A04.23.003 - Ультразвуковое исследование спинного мозга;
- A04.26.002 - Ультразвуковое исследование глазного яблока;
- A04.26.003 - Ультразвуковое сканирование глазницы;
- A04.26.004 - Ультразвуковая биометрия глаза;
- A04.28.002.001 - Ультразвуковое исследование почек.
Следовательно, размещенная Обществом информация "УЗИ органов малого таза, УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д." является рекламой медицинских услуг.
К тому же в вышеуказанной листовке имеется информация о применении радиохирургического аппарата, а именно: "Лечение эрозий аппаратом сургитрон".
Сургитрон - это современный радиохирургический аппарат. Его применяют в гинекологии, хирургии, дерматокосметологии, проктологии и урологии.
На основании вышеизложенного, данная рекламная листовка является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На заседании Комиссии представитель ООО "МЦ "Здорофф" отрицал изготовление и распространение оспариваемых листовок, ссылаясь, что общество никогда не заказывало рекламные листовки, указанная листовка, по мнению представителя ООО "МЦ "Здорофф" могла быть изготовлена конкурентами.
Вместе с тем, в ходе мониторинга сети Интернет, а именно сайта https://medclinic-ru.com Комиссией установлено, что указанная информация о наличии акции совпадает с размещенной на сайте информацией (представлен скриншот).
На сайте также размещены отзывы (представлен скрин-шот), подтверждающие распространение рекламных листовок клиникой не в первый раз, кроме того, указанная в рекламных листовках информация привлекает потребителей к услугам данной клиники, а также увеличивает поток клиентов ООО "МЦ "Здорофф", следовательно, клиникам-конкурентам нецелесообразно привлекать внимание к своему конкуренту, более того затрачивать время и средства на изготовление и распространение данной (актуальной) информации об акциях, проводимых в ООО "МЦ "Здорофф", а также принимаемых в клинике врачах.
Также, на странице в социальной сети "Вконтакте" (<_>) были обнаружены листовки, которые схожи по оформлению с вышеуказанными листовками.
Более того, представитель ООО "МЦ "Здорофф" подтвердил, что цены на указанные в листовке услуги практически идентичны ценам, которые предоставляет данное Общество.
Таким образом, Управление пришло к выводу, что указанные листовки направлены на привлечение внимания к услугам и акциям ООО "МЦ "Здорофф", что может быть привлекательно только для самой клиники, следовательно, изготовление и распространение данных листовок осуществлялось ООО "МЦ "Здорофф".
Оспариваемая листовка сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, однако размер данного предупреждения менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства), что является нарушением части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", следовательно, листовка была изготовлена для привлечения потребителей к услугам, которые оказывает ООО "МЦ "Здорофф", однако нормы законодательства Российской Федерации о рекламе в данной рекламной листовке были исполнены не в полном объёме.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, размещенная в вышеуказанной рекламной листовке содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.
Рекламодателем является ООО "Медицинский центр "Здорофф" (адрес: <_>; ОГРН <_>, ИНН <_>, дата регистрации юридического лица: <_>).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия ООО "Медицинский центр "Здорофф", выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Время совершения ООО "Медицинский центр "Здорофф" административного правонарушения: 12.03.2019 г.
Место совершения ООО "Медицинский центр "Здорофф" административного правонарушения: Республика Татарстан.
ООО "Медицинский центр "Здорофф" надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Также от ООО "Медицинский центр "Здорофф" поступило ходатайство (Вх. N<_> от <_> г.) о рассмотрении настоящего дела в отсутствие ООО "Медицинский центр "Здорофф".
Согласно письменным пояснениям, представленным на рассмотрение дела N016/04/14.3-1019/2019 об административном правонарушении, управляющий ООО "Медицинский центр "Здорофф" ИП <_> просил учесть то обстоятельство, что данное административное нарушение по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ ООО "Медицинский центр "Здорофф" совершено впервые, ранее ООО "Медицинский центр "Здорофф" к административной ответственности не привлекалось. Также ООО "Медицинский центр "Здорофф" является субъектом малого предпринимательства.
Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось 12 июля 2019 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, в отсутствии ООО "Медицинский центр "Здорофф" или его представителя по доверенности.
Доказательствами по настоящему делу являются материалы дела N016/05/24-111/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая то обстоятельство, что у ООО "Медицинский центр "Здорофф" имелись условия для соблюдения требований Закона "О рекламе", оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.
Совершенное правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Татарстанским УФАС России установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО "Медицинский центр "Здорофф" является микро предприятием.
Исследовав материалы административного дела N016/04/14.3-1019/2019 антимонопольным органом принято назначение административного наказания ООО "Медицинский центр "Здорофф" в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО "МЦ "ЗДОРОФФ" (место нахождение юридического лица: <_>; ОГРН: <_>, ИНН/КПП <_>/ <_>, дата регистрации: 30.03.2011 г.), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> - [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 июля 2019 г. N 016/05/24-111/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.07.2019