Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_> - [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела N016/04/14.3-962/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО "КОРД" (место нахождение юридического лица: <_>; ОГРН: <_>, ИНН/КПП <_>/ <_>, дата присвоения ОГРН: <_> г.) по факту нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона "О рекламе"), ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствии ООО "КОРД" или его представителя по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) были установлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг в социальной сети Instagram с текстом: "Контактные линзы на линзы 272,5 рубля", без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом "О рекламе" к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В пункте 1 статьи Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Согласно письменным пояснениям ООО "Корд", публикация, привязанная к аккаунту kord_optika в социальной сети Instagram, направлена на рекламирование сети салонов "КОРД". При этом при переходе по ссылке, которая присутствует в левом верхнем углу публикации, пользователи оказываются на главной странице аккаунта kord_optikа, в описании которого присутствует информация о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалиста.
Однако, в материалах дела присутствует акт осмотра и исследования сайта от 30 апреля 2019 года, согласно которому при переходе по вышеуказанной ссылке, пользователи оказываются на главной странице аккаунта kord_optikа, но в описании данного аккаунта отсутствует какая-либо информация о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалиста.
К тому же, информация, размещенная в вышеуказанной рекламе содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".
A23.26.001 |
Подбор очковой коррекции зрения |
A23.26.002 |
Подбор контактной коррекции зрения |
A23.26.002.001 |
Подбор ортокератологических линз |
A23.26.001 |
Подбор очковой коррекции зрения |
A23.26.002 |
Подбор контактной коррекции зрения |
A23.26.002.001 |
Подбор ортокератологических линз |
A23.26.001 |
Подбор очковой коррекции зрения |
A23.26.002 |
Подбор контактной коррекции зрения |
Данная реклама является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом "О рекламе" к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму
В рассматриваемом случае рекламопроизводителем является ООО "КОРД" (ОГРН <_>; ИНН <_>; место нахождения: <_>).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия ООО "КОРД", выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Время совершения ООО "КОРД" административного правонарушения: 30.04.2019 г.
Место совершения ООО "КОРД" административного правонарушения: Республика Татарстан, г. Казань.
ООО "КОРД" надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
На дату рассмотрения дела N016/04/14.3-962/2019 об административном правонарушении от представителя по доверенности ООО "Корд" - ФИО1 (доверенность от <_> г.) поступило ходатайство о рассмотрении административного дела N016/04/14.3-962/2019 в отсутствии ООО "Корд".
При составлении протокола об административном правонарушении по делу N016/04/14.3-962/2019 представитель по доверенности ООО "Корд" - ФИО1 ходатайствовал о назначении ООО "Корд" административного наказания в виде предупреждения, так как ООО "Корд" является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось 05 июля 2019 года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, в отсутствии ООО "Корд" или его представителя по доверенности.
Доказательствами по настоящему делу являются материалы дела N016/05/24-554/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая то обстоятельство, что у ООО "Корд" имелись условия для соблюдения требований Закона "О рекламе", оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.
Совершенное правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Татарстанским УФАС России установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО "Корд" является малым предприятием.
Исследовав материалы административного дела N016/04/14.3-962/2019 антимонопольным органом принято назначение административного наказания ООО "Корд" в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 5 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО "КОРД" (место нахождение юридического лица: <_>; ОГРН: <_>, ИНН/КПП <_>/ <_>, дата присвоения ОГРН: <_> г.), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> - [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 июля 2019 г. N 016/05/24-554/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.07.2019