Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<_> - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
<_> - |
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
|
<_>- |
специалиста - эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело N 042/05/5-768/2019, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НефроМед" (далее - ООО "НефроМед", 143432, Московская область, город Красногорск, Рабочий поселок Нахабино, улица Институтская, дом 4, офис 301, ОГРН: 1175024029256, дата присвоения ОГРН: 16.10.2017, ИНН: 5024179941, КПП: 502401001) по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя ООО "НефроМед" <_> (доверенность от <_>),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение физического лица (вх. от 22.03.2019 N 1792) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы на фасаде здания по адресу: г. Кемерово, пр-т Советский, 38, следующего содержания: "центр амбулаторного гемодиализа НефроМед выбирая лучшее".
16.05.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 042/05/5-768/2019 в отношении ООО "НефроМед" и назначено к рассмотрению на 04.07.2019 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "НефроМед" заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
04.07.2019 состоялось рассмотрение дела N 042/05/5-768/2019 в присутствии представителя ООО "НефроМед" <_> (доверенность от <_>), которая пояснила, что ООО "НефроМед" указывая рядом со своим наименованием "выбирая лучшее" предъявляет данные требования к своей организации, а именно к оснащению медицинских центров, высокому качеству лечения пациентов и профессионализму сотрудников.
Также представитель ООО "НефроМед" представила копию фотографии демонтажа рекламы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО "НефроМед", Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение физического лица (вх. от 22.03.2019 N 1792) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы на фасаде здания по адресу: г. Кемерово, пр-т Советский, 38, следующего содержания: "центр амбулаторного гемодиализа НефроМед выбирая лучшее".
Кемеровским УФАС России была проведена проверка наружной рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам проверки составлен акт N 3 от 27.03.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки).
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (магазин, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ "О рекламе" не распространяются.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
Учитывая изложенное указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования ФЗ "О рекламе".
Однако размещение на конструкции иной информации также может рассматриваться как реклама, поскольку Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что данная информация является обязательной к размещению, следовательно, на такую информацию распространяются положения ФЗ "О рекламе".
Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.
Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.
Таким образом, использование в рекламе обозначения "НефроМед выбирая лучшее" является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку данная информация не подтверждена документально.
Хозяйственную деятельность по адресу: г. Кемерово, пр-т Советский, 38 осуществляет ООО "НефроМед".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "НефроМед".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью "НефроМед" (143432, Московская область, город Красногорск, Рабочий поселок Нахабино, улица Институтская, дом 4, офис 301, ОГРН: 1175024029256, дата присвоения ОГРН: 16.10.2017, ИНН: 5024179941, КПП: 502401001), размещенную по адресу: г. Кемерово, пр-т Советский, 38, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2.Не выдавать предписание в связи с добровольным устранением нарушения законодательства "О рекламе".
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "16" июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 4 июля 2019 г. N 042/05/5-768/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.07.2019