Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей ООО "Газпром переработка" (далее - Организатор торгов) <...>;
в отсутствие представителей ООО "АльянсПрофЭко" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.07.2019 вх. N19945-ЭП/19) ООО "АльянсПрофЭко" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Газпром переработка" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта капитального строительства "База Ново-Уренгойской ЛЭС на Пуртазовской промплощадке" на 2019 год (извещение N 31907876934, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
16 мая 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31907876934 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта капитального строительства "База Ново-Уренгойской ЛЭС на Пуртазовской промплощадке" на 2019 год, включая документацию на проведение открытого конкурентного отбора (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (новая редакция), версия 31 от 02.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
583 869 ,60 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
16.05.19 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
30.05.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
04.06.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etpgaz.gazprombank.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает, что при составлении Итогового протокола N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019 Организатором торгов не соблюдены требования п. 6 ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ ввиду неуказания в протоколе причин отклонения заявки ООО "АльянсПрофЭко".
Также Заявителем оспариваются требования п. 5.1.20 Документации о наличии лицензии по гидрометеорологии и смежных с ней областях, наличии лицензии по геодезии и картографии, а также опыта выполнения аналогичных работ, предъявляемые к участникам Закупки.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N 78/22376/19 от 04.07.2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ООО "Газпром переработка" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 2.5.1 Документации на стадии формирования итогового протокола и подведения результатов (итогов) Организатором проводится:
- анализ Заявок и при необходимости запрос разъяснений Заявок;
- рассмотрение Заявок;
- оценка Заявок с присвоением каждой такой Заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок;
- присвоение порядковых номеров Заявок в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий;
- принятие решения об итогах конкурентной закупки, в том числе о признании конкурентной закупки несостоявшейся;
- определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам конкурентной закупки, с которым планируется заключить договор (если по итогам конкурентной закупки определен ее победитель).
Следуя 2.5.19 Документации, стадия формирования итогового протокола и подведения результатов (итогов) конкурентного отбора завершается подписанием итогового протокола.
Организатором торгов по итогам Закупки составлен и опубликован в ЕИС Итоговый протокол N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019.
Согласно Итоговому протоколу N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/ К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019 указано, что участник ООО "АльянсПрофЭко" отклонен по результатам оценки Заявок в соответствии с п. 2.5.6 Документации о конкурентном отборе, с п. 1.9 Методики анализа и оценки заявок участников конкурентного отбора.
Пунктом 2.5.6 Документации определено, что комиссия в процессе рассмотрения заявок вправе отклонить Заявку в случаях, предусмотренных Разделом 1 Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе".
Согласно п. 1.9 Методики анализа и оценки заявок участников конкурентного отбора приводится общий перечень оснований для отклонения заявки, а именно несоответствие требованиям, предъявляемым к Участникам в пунктах 1.5.1, 1.5.2 (1.5.2.1 -1.5.2.3, 1.5.2.5 -1.5.2.9) Документации, пунктах 5.1.17, 5.1.20, 5.1.21 информационной карты Документации.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в содержании Итогового протокола N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019 приведены ненадлежащие основания отклонения заявки ООО "АльянсПрофЭко" на участие в закупке без каких-либо указаний положений документации о закупке, которым не соответствовала заявка общества.
Представители Организатора торгов пояснили, что процедура Закупки проводилась способом открытого конкурентного отбора, который не является конкурентной закупкой.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Также согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно Документации и Положению о закупках оспариваемая Заявителем процедура Закупки, проводимая способом открытых маркетинговых исследований, полностью соответствовала признакам, определенным ч. 3 ст. 3 Закона N223-ФЗ, вследствие чего требования к содержанию итогового протокола согласно ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ распространялись на ООО "Газпром переработка" в рамках указанной процедуры Закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии ООО "Газпром переработка" по неправомерному неуказанию в Итоговом протоколе N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019 оснований отклонения заявки ООО "АльянсПрофЭко" со ссылками на положения документации о закупке, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к содержанию итогового протокола, допущенное при проведении процедуры Закупки.
В отношении довода жалобы Заявителя об оспаривании требований п. 5.1.20 Документации о наличии лицензии по гидрометеорологии и смежных с ней областях, наличии лицензии по геодезии и картографии, а также опыта выполнения аналогичных работ, предъявляемых к участникам Закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила следующее.
Частью 11 ст. 3 Закона N223-ФЗ определено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Следуя Итоговому протоколу N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/ К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019, ООО "АльянсПрофЭко" подавало заявку на участие в Закупке.
Таким образом Заявителем были приняты условия проведения процедуры Закупки, кроме того, факт подачи заявки на участие в Закупке свидетельствует об отсутствии препятствий для участия в процедуре Закупки ООО "АльянсПрофЭко", следовательно, заявитель, обращаясь с жалобой на требования документации о закупке, в которой общество предварительно приняло участие, не является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате возможного нарушения порядка организации и проведения торгов.
4. Рассмотрев жалобу (от 02.07.2019 вх. N19945-ЭП/19) ООО "АльянсПрофЭко" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Газпром переработка" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта капитального строительства "База Ново-Уренгойской ЛЭС на Пуртазовской промплощадке" на 2019 год (извещение N 31907876934), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ООО "Газпром переработка" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 02.07.2019 вх. N19945-ЭП/19) ООО "АльянсПрофЭко" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Газпром переработка" (ИНН 1102054991, ОГРН 1071102001651) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта капитального строительства "База Ново-Уренгойской ЛЭС на Пуртазовской промплощадке" на 2019 год (извещение N 31907876934) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ООО "Газпром переработка" (ИНН 1102054991, ОГРН 1071102001651) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта капитального строительства "База Ново-Уренгойской ЛЭС на Пуртазовской промплощадке" на 2019 год (извещение N 31907876934) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к содержанию итогового протокола, допущенное путем неправомерного неуказания в Итоговом протоколе N 1/0055/19/2.1/0035017/ГПереработка/ К/ГОС/Э/16.05.2019 от 04.06.2019 оснований отклонения заявки ООО "АльянсПрофЭко" со ссылками на положения документации о закупке.
3. Не выдавать организатору торгов ООО "Газпром переработка" (ИНН 1102054991, ОГРН 1071102001651) и его закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что допущенное нарушение не повлияло на итоги процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.07.2019