Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ООО "Газпром межрегионгаз" (далее - Организатор торгов) <...>;
в отсутствие представителей ООО "Энергия" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N19237/19 от 25.06.2019) ООО "Энергия" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Газпром межрегионгаз" при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объекта газораспределения в Курганской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение N31907850733, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 мая 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31907850733 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объекта газораспределения в Курганской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ , включая документацию на проведение открытых маркетинговых исследований (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (новая редакция), версия 31 от 02.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
280 192 780,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.05.19 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
28.05.2019 в 14:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
19.06.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etpgaz.gazprombank.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Организатора торгов по отклонению заявки ООО "Энергия" от участия в Закупке согласно Итоговому протоколу от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07.
Также Заявитель указывает, что при составлении Итогового протокола от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07 Организатором торгов не соблюдены требования п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ ввиду неуказания в протоколе причин отклонения заявки ООО "Энергия".
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/21645/19 от 27 июня 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Газпром межрегионгаз" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
Следуя Итоговому протоколу от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07, закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Энергия" со следующим пояснением:
"Заявка Участника 4 отклонена на основании п. 15.9.10. Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром и п. 2.10.7. (b,k) документации о Маркетинговых исследованиях, как не соответствующая требованиям, установленным документацией о Маркетинговых исследованиях".
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 15.9.10 Положения о закупках по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках маркетинговых исследований, проведенных Организатором, Комиссия по маркетинговым исследованиям вправе отклонить заявку на участие в маркетинговых исследованиях в случае отсутствия документов, определенных документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (заказом, запросом в бумажной форме), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике маркетинговых исследований или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Пунктом 3.3 Документации предусмотрено, что в состав заявки в числе прочего входит техническое предложение.
Согласно п. 3.3.1 Документации техническое предложение должно быть подготовлено в полном соответствии с условиями настоящей Документации и в соответствии с формой, установленной в настоящей документации о маркетинговых исследованиях - Техническое предложение (Форма 1.2).
В соответствии с п. 3.3.5 Документации в качестве неотъемлемого приложения к Техническому предложению (Форма 1.2) Участник должен предоставить гарантийные письма от поставщиков в случае, если данное требование установлено в информационной карте (раздел 4).
Согласно пп. 1 п. 4.1.30 Информационной карты Документации предусмотрено наличие гарантийных писем от поставщиков с приложением копий сертификатов от завода-производителя на требуемое к изготовлению и поставке основные материалы и оборудование для выполнения Участником работ (поставки товаров, оказания услуг).
Также п. 3.7.14, пп. 14 п. 4.1.35. Информационной карты Документации предусмотрено, что в состав заявки в числе прочего включается копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 календарных дней до срока окончания подачи Заявок.
В соответствии с п. 1.4.6 Документации Комиссия по маркетинговым исследованиям вправе отклонить Заявки на участие в маркетинговых исследованиях в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о маркетинговых исследованиях, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях".
Согласно пп.пп. b), k) п. 2.10.7 Документации Комиссия вправе отклонить Заявку на участие в маркетинговых исследованиях в том числе в случае отсутствия документов, определенных Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах) ,а также в случае нарушения требований, установленных Документацией к оформлению Заявки, определенных разделом 3 Документации.
Представитель Организатора торгов пояснила, что заявка ООО "Энергия" была отклонена по причине отсутствия документов, определенных Документацией, а именно:
- в техническом предложении общества отсутствовала ведомость поставки материалов и оборудования (таблица 1.2.2), а также гарантийные письма на их поставку с приложением копий сертификатов от завода-производителя на требуемые к изготовлению и поставке основные материалы и оборудование в качестве неотъемлемого приложения к Техническому предложению (Форма 1.2), что являлось нарушением требований п. 3.3.5. Документации и п.п.1 п. 4.1.30 информационной карты (раздел 4) Документации;
- отсутствовала копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 календарных дней до срока окончания подачи заявок, что являлось нарушением требований п. 3.7.14. Документации и п.п. 14 п. 4.1.35. информационной карты (раздел 4) Документации.
По результатам изучения состава заявки ООО "Энергия" Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России также установлено, что в заявке общества не содержались ведомость поставки материалов и оборудования, а также гарантийные письма на их поставку с приложением копий сертификатов от завода-производителя на требуемые к изготовлению и поставке основные материалы и оборудование, а приложенная к заявке копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций содержала информацию по состоянию на 01.01.2019.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает обоснованным принятое решение об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "Энергия" согласно Итоговому протоколу от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07.
На основании изложенного по первому жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит данный довод жалобы неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
В соответствии с ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Как было указано, Организатором торгов по итогам Закупки составлен и опубликован в ЕИС Итоговый протокол от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в содержании Итогового протокола от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07 приведены основания отклонения заявки ООО "Энергия" на участие в закупке без каких-либо указаний положений документации о закупке, которым не соответствовала заявка общества.
Представитель Организатора торгов пояснила, что процедура Закупки проводилась способом открытых маркетинговых исследований, который не является конкурентной закупкой.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Также согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно Документации и Положению о закупках оспариваемая Заявителем процедура Закупки, проводимая способом открытых маркетинговых исследований, полностью соответствовала признакам, определенным ч. 3 ст. 3 Закона N223-ФЗ, вследствие чего требования к содержанию итогового протокола согласно ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ распространялись на ООО "Газпром межрегионгаз" в рамках указанной процедуры Закупки.
На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии ООО "Газпром межрегионгаз" по неправомерному неуказанию в Итоговом протоколе от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07 оснований отклонения заявки ООО "Энергия" со ссылками на положения документации о закупке, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к содержанию итогового протокола, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх. N19237/19 от 25.06.2019) ООО "Энергия" на действия закупочной комиссии ООО "Газпром межрегионгаз" при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объекта газораспределения в Курганской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение N31907850733), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ООО "Газпром межрегионгаз" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. N19237/19 от 25.06.2019) ООО "Энергия" на действия закупочной комиссии ООО "Газпром межрегионгаз" (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объекта газораспределения в Курганской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение N31907850733) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ООО "Газпром межрегионгаз" (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объекта газораспределения в Курганской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение N31907850733) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к содержанию итогового протокола, допущенное путем неправомерного неуказания в Итоговом протоколе от 19.06.2019 N 22-01-10/58-07 оснований отклонения заявки ООО "Энергия" со ссылками на положения документации о закупке.
3. Не выдавать организатору торгов ООО "Газпром межрегионгаз" (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) и его закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что допущенное нарушение не повлияло на итоги процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.07.2019