Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Глобалс" на действия организатора торгов - Управы района Щукино города Москвы при проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании (реестровый N 291118/3387502/01, Лот N 1) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратился в адрес Московского УФАС России с жалобой на действия Организатора торгов при проведении Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства N 75).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Постановлением Правительства N 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила проведения конкурса).
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспаривается неправомерное сокращение Заказчиком сроков подачи заявки на участие в Конкурсе после внесения изменений в Конкурсную документацию.
Согласно пункту 50 Правил проведения конкурса организатор конкурса по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. В течение 2 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются организатором конкурса на официальном сайте и направляются заказными письмами с уведомлением всем лицам, которым была предоставлена конкурсная документация.
Аналогичное требование отражено в пункте 2.3.1 Конкурсной документации Организатора торгов.
Исходя из текста жалобы, изменения в Конкурсную документацию Заказчиком были внесены 25.12.2018, то есть за 4 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, рассмотрения заявок и проведения Конкурса. Так, извещением о проведении Конкурса от 29.11.2018 срок окончания подачи заявок был определен 29.12.2018.
В свою очередь, представитель Заказчика пояснил, что, получив подтвержденную информацию о выборе и реализации способа управления собственниками помещений в многоквартирных домах, Заказчиком 25.12.2018 принято решение о внесении изменений в Конкурсную документацию с одновременным продлением срока подачи заявок до 11.01.2019 в 11:00.
Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, решила признать указанный довод жалобы обоснованным, а действия Организатора торгов - не соответствующими требованию пункта 50 Правил проведения конкурса.
Также Организатором торгов не было доказано, что ответ на запрос разъяснений был направлен Заявителю. Довод о том, что запрос на разъяснение был идентифицирован Организатором торгов как обращение, срок рассмотрения которого составляет 30 дней, не может быть принят Комиссией как не соответствующий фактическим обстоятельствам рассмотрения дела.
При этом допущенные нарушения не повлияли на возможность подачи Заявителем заявки, в связи с чем оснований для выдачи предписания о внесении изменений в документацию Комиссией не установлено.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на проведение Организатором торгов Конкурса в нарушение пункта 39 Правил проведения конкурса, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов был была выбрана управляющая организация.
Согласно редакции пункта 39 Правил, в редакции, действующей на дату размещения Конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
При этом решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N КАС09-447 данное решение оставлено без изменения.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 162 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из части 7 статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Из части 4 статьи 198 ЖК РФ следует, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что законодатель напрямую установил связь между возникновением у управляющей организации прав на осуществление деятельности по управлению конкретным домом (реализацию решения о выборе способа управления многоквартирным домом) и внесением соответствующей информации об управлении конкретным многоквартирным домом в соответствующий реестр лицензий.
При этом в Москве указанные функции по внесению соответствующей информации в реестр лицензий возложены на Мосжилинспекцию.
Согласно пункту 4.3.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.06.2011 N 336-ПП, Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 39 Правил Конкурс может быть отменен лишь в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали указанное решение.
При этом в настоящем случае процедура Конкурса была проведена 14.01.2019.
Таким образом, на дату проведения Конкурса решение о внесении соответствующей информации об управлении конкретным многоквартирным домом в реестр лицензий субъекта Российской Федерации не принято, а следовательно, решение о выборе способа управления управляющей компанией ООО "Глобалс" многоквартирными домами, являющимися предметом Конкурса, не реализовано.
Вместе с тем по состоянию на дату рассмотрения указанной жалобы данное решение также не принято.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа,
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем в силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в порядке, установленном статьей 18.1 подлежат рассмотрению жалобы на действия (бездействия) организаторов торгов при проведении процедуры торгов и порядка заключения договора.
Таким образом, указанный довод заявителя о неправомерности проведения Конкурса при выборе и реализации соответствующего права собственниками помещений не может являться предметом рассмотрения в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что вопросы правомерности принятого собственниками решения, а также подтверждения реализации соответствующего выбора могут быть обжалованы в Мосжилинспекцию, а также в судебном порядке, в связи с чем жалоба в рассматриваемой части оставляется без рассмотрения.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на протокол рассмотрения заявок от 11.01.2019 N 2, составленный в присутствии только трех членов Конкурсной комиссии. При этом, как ссылается Заявитель, сведения о лице, осуществляющим председательство на заседании Конкурсной комиссии, отсутствуют, что свидетельствует о недостоверности сведений в указанном протоколе.
Представитель Организатора торгов на заявленный довод возразил, пояснив, что 11.01.2019 на заседании Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе из 5-ти членов Конкурсной комиссии присутствовало трое, что свидетельствует о наличии кворума и правомочности конкурсной комиссии.
При этом Организатором торгов на основании гражданско-правового договора было привлечено физическое лицо, в полномочия которого входило исключительно техническое обеспечение процедуры вскрытия конвертов с заявками с озвучиванием для присутствовавших на заседании сведений и документов, входящих в состав заявок.
Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.
Таким образом, данный довод жалобы Комиссия признает необоснованным.
Кроме того, Заявитель также оспаривает неправомерное отклонение своей заявки от участия в Конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 11.01.2019 N 2 заявка ООО "Глобалс" не допущена к дальнейшему участию в Конкурсе в связи со следующим:
Наличие в представленных ООО "ГЛОБАЛС" в составе заявки на участие в конкурсе документах недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О Порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее по тексту - Правила) заявка на участие в конкурсе включает в себя в том числе копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
В составе заявки ООО "ГЛОБАЛС" на участие в конкурсе представлены копии утвержденного бухгалтерского баланса ООО "ГЛОБАЛС" за 2017 год (лист заявки 11).
Изучив указанные копии утвержденного бухгалтерского баланса ООО "ГЛОБАЛС" и сравнив их с данными, полученными из источников ГМЦ Росстата (gmcgks.ru, www.multistat.ru), конкурсная комиссия установила факт несоответствия данных, содержащихся в бухгалтерском балансе ООО "ГЛОБАЛС" за 2017 год данным, представленным ООО "ГЛОБАЛС" в орган государственной статистики в 2016 году.
Так, согласно данным, содержащимся в бухгалтерском балансе ООО "ГЛОБАЛС" за 2017 год, показатель "Денежные средства и денежные эквиваленты" (строка 1250) на "31" декабря 2016 года отсутствует. В тоже время, согласно данным Росстата, на "31" декабря 2016 года показатель "Денежные средства и денежные эквиваленты" составляет 10 000,00 рублей. Показатель "Капиталы и резервы" (строка 1370) на "31" декабря 2016 года также отсутствует, а по данным Росстата, на "31" декабря 2016 года показатель "Капиталы и резервы" составляет 10 000,00 рублей.
В части 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" закреплена обязанность ООО "ГЛОБАЛС" как экономического субъекта, обязанного составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представить один обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Таким образом, у конкурсной комиссии отсутствуют основания не доверять данным, полученным из Росстата, так как они сформированы на основании данных, представленных ООО "ГЛОБАЛС" в установленном законом порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 18 Правил непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Заявитель с указанными причинами не согласился, пояснив, что в 2016-2017 гг. ООО "Глобалс" финансово-хозяйственная деятельность велась, а все финансовые операции, производимые компаний отражены в бухгалтерском учете. Данная бухгалтерская документация была сдана в установленном порядке в налоговый орган, что подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации от 15.02.2018, каких-либо нарушений в представленных сведениях налоговым органом выявлено не было.
Комиссия, исходя из представленных документов и сведений, отмечает, что формализм при оценке заявок, когда документы отклоняются только по тому основанию, что не соответствуют определенной форме, противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, Комиссия исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Отклонение же заявки участника по основаниям представления им обозначенных документов, но не устроивших Заказчика по формальным причинам, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.
При таких обстоятельствах у Заказчика отсутствуют правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
С учетом указанного принципа Заказчик не должен подвергать сомнению подлинность представленных участниками Закупки документов и сведений. При этом в случае возникновения сомнений Заказчик должен направить соответствующие запросы информации, а не отклонять заявку участника без достаточных на то оснований.
Указанные основания для отклонения заявки оцениваются Комиссией критически, как сугубо формальные, не соответствующие основной цели проведения закупок - удовлетворении потребности заказчика путем выбора наилучшего предложения на конкурентной основе, в связи с чем данный довод жалобы Комиссия признает обоснованным и устанавливает в действиях Организатора торгов нарушение пункта 53 Правил проведения конкурса.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что по результатам Конкурса был заключен договор от 22.01.2019 N Р-1-2/3.
Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
При этом частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 указанной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Комиссия отмечает, что указанное уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено в адрес сторон 21.01.2019 в 09:34, а договор заключен 22.01.2019, то есть с нарушением части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Глобалс" (ИНН: 7733850731) на действия Управа района Щукино г. Москвы (ИНН: 7734252639) при проведении Конкурса обоснованной в части отклонения заявки Общества и непродления срока окончания подачи заявок после внесения изменений в Конкурсную документацию, в части неправомерного проведения Организатором торгов Конкурса в нарушение пункта 39 Правил проведения конкурса, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов был была выбрана управляющая организация - оставить без рассмотрения, в остальной части - необоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 48, 49, 50, 53 Правил проведения конкурса.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июля 2019 г. N 1-00-128/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.07.2019