Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
от АО "Институт Гидропроект": <...> (по доверенности от 29.12.2018
N 26/2019), <...> (по доверенности от 04.03.2019 N 70/2019),
от ФГБУ "Канал имени Москвы": <...> (по доверенности от 28.12.2018
N 458/18), <...> (по доверенности от 01.03.2019 N 84/19), <...> (по доверенности 28.12.2018 N 459/18),
рассмотрев жалобу АО "Институт Гидропроект" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Канал имени Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ
по объекту: "Реконструкция откосов и бечевников канала N 283" (реестровый
N 31807391380) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в установлении в Конкурсной документации положений, противоречащих Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в части установления критерия "Квалификация участников закупки".
Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорному Конкурсу.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании
ее обоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении Конкурса.
Согласно п. 14 Информационной карты Конкурсной документации нестоимостным критерием оценки является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Величина значимости критерия составляет 40%.
Стоимостным критерием является цена контракта. Величина значимости критерия составляет 60%.
Заказчиком, 18.02.2019 были внесены изменения в конкурсную документацию, в том числе, были изменены условия оценки по критерию "Квалификация участников закупки".
Согласно новой редакции Конкурсной документации, критерий "Квалификация участников закупки" подтверждается копиями контрактов, заключенных с ФГБУ "Канал имени Москвы" за последние 3 года на дату окончания подачи заявок на конкурс.
Под работами сопоставимого характера понимаются проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (в том числе текущие
и капитальные ремонты) на гидротехнических сооружениях ФГБУ "Канал имени Москвы".
Исходя из доводов жалобы, Заявитель считает данные требования чрезмерными, поскольку в соответствии с величиной нестоимостного критерия
в размере 40 %, у участника, не имеющего заключенных контрактов с Заказчиком, нет возможности претендовать на получение максимального количества баллов, даже за счет снижения стоимости предложения более чем на 50 %.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников Конкурса квалификации не может являться критерием оценки, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору.
Установление данного требования в качестве критерия оценки влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта выполнения работ за последние 3 года, объективно лишены возможности набрать соответствующие баллы.
Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования
к претендентам, условиям допуска к участию, оценке заявок, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.
Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимой квалификации, а именно то, что
в качестве подтверждения такой квалификации Заказчиком принимаются исключительно договоры заключенные с Заказчиком и выполненные
на гидротехнических сооружениях Заказчика, а также величина значимости критерия в размере 40 %, представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к квалификации участника направлено не на выявление лучших условий исполнения договора, а имело целью ограничить конкуренцию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона
о закупках.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик не должным образом установил требования к порядку оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, что не соответствует п. 14, ч. 10, ст. 4 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, довод, изложенный в жалобе признается обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Институт Гидропроект" (ИНН: 7743714777) на действия
ФГБУ "Канал имени Москвы" (ИНН: 7733231361) при проведении Конкурса обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-491/77-19 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.03.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона
от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения
от 11.03.2019 по делу N 1-00-491/77-19,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Институт Гидропроект" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора
на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция откосов
и бечевников канала N 283" (реестровый N 31807391380), а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе осуществления Конкурса.
2. Заказчику вернуть участникам конкурентной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 11.03.2019 по делу N 1-00-491/77-19.
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 рабочих дней с момента размещения информации
о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.
7. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 05.08.2019.
8. Заказчику об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.08.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 марта 2019 г. N 1-00-491/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.07.2019