Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...>.- главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...>- ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев обращение заявителя б/н (вх. N2437 от 20.02.2019 г.) по признакам нарушения закона о рекламе, размещенной на окне входной группы, и на входной двери, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91
в присутствии:
- представителя ИП <...> (Оптика "АРС") - <...> (доверенность от 25.04.2019 года)
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя б/н (вх. N2437 от 20.02.2019 г.) по поводу размещения рекламы следующего содержания: "Диагностика зрения Подбор конт.линз Изготовление очков Бесплатно" размещена на окне входной группы, и рекламы на входной двери: "Изготовление очков Контактные линзы Солнцезащитные очки Проверка зрения", расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91, рекламодатель - Оптика "АРС" (450077, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91). Данная реклама имеет признаки нарушения ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 указанного закона несет рекламораспространитель и рекламодатель.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13.10.2017 N804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" к медицинским услугам относятся: комплекс исследований для диагностики нарушения зрения (В03.029.001), подбор очковой коррекции зрения (А23.26.001), подбор ортокератологических линз (А23.26.002.001).
В данном случае, в рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг.
Согласно обращению заявителя (вх. N2991 от 04.03.2019 г.): "_Считаю, что по закону должно быть прописано наличие противопоказаний, последствий и консультация со специалистом. _у меня друг побывал в одном из салонов оптики, где при такой же рекламе без указаний на противопоказания и без упоминания специалиста, взял контактные линзы; персонал ничего не спросил и продала их, они оказались ему не по величине, тем самым, он посадил себе зрение. Данный салон находится в проходимом месте...".
04.04.2019г.представитель Оптика "АРС" (450077, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91) на рассмотрение дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало.
Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату. Срок рассмотрения дела продлить по 17 июня 2019 года.
22.04.2019 г. представитель Оптика "АРС" (450077, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91) на рассмотрение дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало.
Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на другую дату.
06.05.2019 года на рассмотрении дела присутствовал представитель ИП <...>(Оптика "АРС") -<...>(доверенность от 25.04.2019 года).
Комиссией установлено, что верное наименование рекламодателя - ИП <...>А.А. (юридический адрес: РБ, Буздякский р-н, с.Старые Богады, ул.Центральная, д.102; фактический адрес: 450006, г.Уфа, ул.Цюрупы, д.91 (Оптика АРС); ИНН 027808273607, ОГРНИП 318028000017835).
<...> представлены следующие документы (вх.N6740 от 06.05.2019): пояснения по делу; свидетельство о согласовании дизайн-проекта средства информационного оформления от 19.06.2018; копия паспорта <...>; уведомление клиенту об открытии счета: реквизиты ИП <...>.; учредительные документы; договор субаренды NШ-4/2 от 12.02.2018.
Комиссией принято решение: отложить рассмотрение дела на другую дату; направить запрос в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Башкортостан о даче заключения по вопросу того, рекламируется ли в данном случае медицинские услуги, в том числе методы профилактики, лечения, медицинские изделия.
03.06.2019 г. присутствовал представитель от ИП <...>. (Оптика "АРС") - <...> (доверенность от 25.04.2019 года), который подтвердил позицию, изложенную ранее.
От <...> поступили письменные пояснения по делу (вх. N 8316 от 03.06.2019 г.).
Запрашиваемая информация от Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан о даче заключения по вопросу того, рекламируется ли в данном случае медицинские услуги, в том числе методы профилактики, лечения, медицинские изделия в адрес Управления не поступала.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение отложить рассмотрение дела на другую дату.
14.06.2019 г. ИП <...> на рассмотрение дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении в Управление не поступало.
По состоянию на 14.06.2019 г. запрашиваемая информация от Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан о даче заключения по вопросу того, рекламируется ли в данном случае медицинские услуги, в том числе методы профилактики, лечения, медицинские изделия в адрес Управления не поступала.
17.06.2019 г. присутствовал представитель от ИП <...> (Оптика "АРС") - <...>(доверенность от 25.04.2019 года).
<...> были представлены письменные пояснения (вх.N9130 от 17.06.2019).
В адрес Управления поступил ответ на запрос от Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан (вх.N9115 от 17.06.2019 г).
Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/24-336/2019 было принято решение: переквалифицировать указанное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 и пункт 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", признать указанную рекламу ненадлежащей, выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ "О рекламе"; передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <...>.
Анализ материалов дела показал, что, реклама: "Диагностика зрения Подбор конт.линз Изготовление очков Бесплатно" размещена на окне входной группы, и рекламы на входной двери: "Изготовление очков Контактные линзы Солнцезащитные очки Проверка зрения", расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91. Рекламодатель - ИП <...>. (юридический адрес: РБ, Буздякский р-н, с.Старые Богады, ул.Центральная, д.102; фактический адрес: 450006, г.Уфа, ул.Цюрупы, д.91; ИНН 027808273607, ОГРНИП 318028000017835), нарушает часть 7 статьи 5 и пункт 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе.
Согласно ответу Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан (вх.N9115 от 17.06.2019 г): "_Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг, включающая медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное и законченное значение. Указанные в рекламе "Диагностика зрения Подбор контактных линз Проверка зрения" относятся к медицинской услуге, имеющие официальное название: А23.26.001 подбор очковой коррекции зрения, В03.029.001 Комплекс исследований для диагностики нарушения зрения. Указанные услуги осуществляются в рамках медицинских специальностей "Оптометрия" и "Офтальмология", в этой связи согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N291 для их предоставления необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность_ в приведенной рекламе "Контактные линзы Солнцезащитные очки" рекламируются медицинские изделия. Указанная реклама осуществляется с нарушением следующих видов деятельности: медицинская деятельность; деятельность по обращению медицинских изделий (реализация); деятельность по обращению медицинских изделий (изготовление)_"
Представителем ИП <...> - <...> были представлены пояснения (вх. 9130 от 17.06.2019) в соответствии с которыми, реклама была размещена прежним владельцем. В настоящее время деятельность по данному адресу осуществляет ИП <...> по изготовлению очков и их розничной продаже, макет рекламы ИП <...> не изменялся.
Также было установлено, что ИП <...> является рекламораспространителем, на основании договора субаренды N Ш-4/2 от 12.02.2018 г. на нежилое помещение, по адресу улица Цюрупы 91.
На момент рассмотрения дела у ИП <...> отсутствуют правоустанавливающие документы на осуществление медицинской деятельности.
В связи с вышеизложенным, Комиссия, приходит к выводу, что данная реклама нарушает часть 7 статьи 5 и часть 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе". Часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" исключить, так как ИП <...> не обладает медицинской лицензией.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуг, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе":
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона "О рекламе":
- не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
С учетом данных обстоятельств использование в рекламе перечня медицинских услуг может привести к формированию у граждан неверного представления о существе оказываемых услуг, так как у ИП <...> отсутствует медицинская лицензия.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 17.06.2019 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Переквалифицировать нарушение с части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" на часть 7 статьи 5 и часть 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу: "Диагностика зрения Подбор конт.линз Изготовление очков Бесплатно" размещена на окне входной группы, и рекламы на входной двери: "Изготовление очков Контактные линзы Солнцезащитные очки Проверка зрения", расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91, рекламодатель, рекламораспространитель - ИП <...>, так как она нарушает часть 7 статьи 5 и часть 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
3. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как она должна соответствовать требованиям часть 7 статьи 5 и часть 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения административного дела по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в отношении ИП <...> (юридический адрес: РБ, Буздякский р-н, с.Старые Богады, ул.Центральная, д.102; фактический адрес: 450006, г.Уфа, ул.Цюрупы, д.91 (Оптика АРС); ИНН 027808273607, ОГРНИП 318028000017835).
Решение изготовлено в полном объеме 27.06.2019 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...>
|
Члены Комиссии |
<...>
<...>
|
ИП <...>
(Оптика "АРС")
450077, г.Уфа, ул.Цюрупы, д.91
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
(по делу N ТО002/05/24-336/2019)
17.06.2019 г. |
г.Уфа, ул.Пушкина, 95 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...>- главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
на основании своего решения от 17.06.2019 г. по делу N ТО002/05/24-336/2019о признании ненадлежащей рекламы "Диагностика зрения Подбор конт.линз Изготовление очков Бесплатно" размещена на окне входной группы, и рекламы на входной двери: "Изготовление очков Контактные линзы Солнцезащитные очки Проверка зрения", расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91, рекламодатель, рекламораспространитель - ИП<...>., и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <...> в срок до "10" июля 2019 г. со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы: "Диагностика зрения Подбор конт.линз Изготовление очков Бесплатно" размещена на окне входной группы, и рекламы на входной двери: "Изготовление очков Контактные линзы Солнцезащитные очки Проверка зрения", расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 91, рекламодатель, рекламораспространитель - ИП <...> или представить в адрес Управления доказательства размещения данной рекламы в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и части 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе"
2. ИП <...> представить в Башкортостанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "15" июля 2019 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе УФАС по РБ вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...>
|
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 июня 2019 г. N ТО002/05/24-336/2019)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2019