Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 29.08.2018 N 1229/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 02.11.2018 N 172), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Региональной службой по тарифам Ростовской области при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО "Ростовводоканал",
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа ФАС России от 29.08.2018 N 1229/18 "О проведении плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области" ФАС России проведена плановая выездная проверка в отношении Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования), установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО "Ростовводоканал" (далее - регулируемая организация) на 2016-2018 годы.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746).
Тарифы для АО "Ростовводоканал" установлены Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) методом индексации на 2016-2018 годы.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 26 Правил N 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО "Ростовводоканал" за период с 2016 по 2018 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее - Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.
По статье "Фонд оплаты труда" и "Социальные отчисления от фонда оплаты труда".
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования N 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к производственным расходам.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования N 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к ремонтным расходам.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования N 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к административным расходам.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования N 406 производственные, ремонтные и административные расходы входят в состав операционных расходов, которые, в свою очередь, в соответствии с пунктом 95 Методических указаний N 1746 при корректировке тарифов рассчитываются в соответствии с формулой (39), при этом при расчете величины операционных расходов, принимаемой к учету при корректировке тарифов, в качестве основы применяется базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 45 Методических указаний N 1746.
Согласно пункту 45 Методических указаний N 1746 операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниям N 1746 и с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя от 22.03.1999 N 66 (далее - Рекомендации N 66), определена нормативная численность работников.
РСТ при установлении тарифов на 2016-2018 гг. учтена численность работников АО "Ростовводоканал" в количестве 2 468 чел., в частности основного производственного персонала - 1 818,1 чел. (в части тарифа по водоснабжению 1 060,2 чел., в части тарифа по водоснабжению (водовод "дачный") 9,7 чел. и в части тарифа по водоотведению 748,2 чел.); ремонтного (цехового) персонала 218,9 чел. (в части тарифа по водоснабжению 124,8 чел., в части тарифа по водоснабжению (водовод "дачный") 13,4 чел. и в части тарифа по водоотведению 80,7 чел.); административно-управленческого персонала (далее - АУП) в количестве 431 чел. (в части тарифа по водоснабжению 246,1 чел., в части тарифа по водоснабжению (водовод "дачный") 25,4 чел. и 84,38 чел. в части тарифа по водоотведению).
При этом орган регулирования при утверждении численности персонала АО "Ростовводоканал" не основывался на Рекомендациях N 66, согласно которым численность АУП рассчитывается в соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.1.2 Рекомендаций N 66, численность ремонтного (цехового) персонала в соответствии с пунктами 2.1.3 - 2.1.15 Рекомендаций N 66, численность основного производственного персонала в соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций N 66, а также дополнительной численности работников, необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, не предусмотренных Рекомендациями N 66, но рассчитаны на основании иных нормативных документов.
В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении подробный расчет нормативной численности АО "Ростовводоканал" в соответствии с Рекомендациями N 66 и в случае превышения утвержденной органом регулирования численности персонала над нормативной исключить из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "Ростовводоканал" экономически необоснованные расходы по статьям "Фонд оплаты труда" и "Социальные отчисления от фонда оплаты труда".
Также ФАС России отмечает, что фактическая численность персонала АО "Ростовводоканал" согласно данным формы П-4 за 2014 год составляет 2 508,6 чел.
При этом стоит отметить, что фактическая численность персонала АО "Ростовводоканал" в 2016 году составила 2 228,99 чел. (по данным формы П-4 на декабрь 2015 года численность составляет 1 980 чел.) относительно утвержденной в плановом режиме в количестве 2 468 чел.
Так, на 2016 год в части тарифа по водоснабжению фактическая численность ОПП составила 698,3 чел., при утвержденной численности 1060,2 чел. (сократилась на 34%), фактическая численность по АУП составила 317,57 чел., при утвержденной численности 246,1 чел. (увеличение на 29%); в части тарифа по водоотведению фактическая численность ОПП составила 667 чел., при утвержденной численности 748,2 чел., (сократилась на 11%), фактическая численность по АУП составила 220 чел., при утвержденной численности 159,5 чел. (увеличение на 38%).
Таким образом, РСТ при утверждении (корректировки) тарифов для АО "Ростовводоканал" на второй год нового долгосрочного периода регулирования (2020 год) необходимо проанализировать фактические операционные расходы за 2016-2018 гг. в части выявления экономически необоснованных затрат по статье "Фонд оплаты труда" в разрезе видов персонала относительно утвержденных органом регулирования и в случае выявления необоснованных расходов за 2016-2018 гг. исключить из состава НВВ АО "Ростовводоканал" в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 406.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункт 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пункт 26 Правил установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, при утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение в отношении АО "Ростовводоканал" на 2016-2018 гг.
2. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной службой по тарифам Ростовской области при установлении тарифов на 2016-2018 гг. на водоснабжение и водоотведение для АО "Ростовводоканал", а именно:
- провести и отразить в экспертных заключениях подробный анализ экономической обоснованности расходов регулируемой организации по статье "Фонд оплаты труда" и "Социальные отчисления от фонда оплаты труда" согласно мотивировочной части настоящего предписания.
3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Ростовской области по итогам проведенного анализа, указанного в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, исключить из состава необходимой валовой выручки АО "Ростовводоканал" экономически необоснованные средства в случае их ненадлежащего обоснования, в том числе пересчитать иные расходы, размер которых зависит от расходов, подлежащих исключению, согласно пункту 16 Основ ценообразования N 406.
4. В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО "Ростовводоканал", утверждённых Региональной службой по тарифам Ростовской области на 2019 год, с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано пунктами 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались вышеуказанное решение;
- экспертные заключения органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО "Ростовводоканал" на 2019 год.
|
|
С.А. Пузыревский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.07.2019