Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило заявление Департамента по тарифам НСО по вопросу правомерности установления Западно-Сибирской дирекцией по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") нерегулируемой цены на тепловую энергию для ООО "Горводоканал".
В адрес департамента по тарифам Новосибирской области обратилось ООО "Горводоканал" (исх. N 281 от 24.12.2018) с просьбой дать разъяснения относительно правомерности установления Западно-Сибирской дирекцией по тепловодоснабжению - филиалом ОАО "РЖД" нерегулируемой цены на тепловую энергию, поставляемую ООО "Горводоканал", на 2019 год в размере 3 116,19 руб./Гкал (без НДС).
Письмом ФАС России от 09.01.2018 N ИА/209/18 "Об антимонопольном контроле в сфере теплоснабжения" установлено следующее.
Согласно частям 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
При этом регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется в следующих случаях:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год.
Таким образом, установлены исключения для населения и приравненных к нему категориям потребителей, а также для организаций, не являющихся крупными производителями тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Принятые тарифные балансовые решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 2018 г. переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.
С момента окончания государственного регулирования ресусрсоснабжающей организации антимонопольный орган начинает осуществлять антимонопольный контроль в отношении цен, установленных (применяемых) ресурсоснабжающими организациями для расчетов с потребителями в отношении товаров, цены на которые ранее подлежали регулированию.
При этом в целях контроля за нарушением антимонопольного законодательства ФАС России отмечает, что в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, в случае если организация, осуществляющая продажу/поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя при заключении договоров по свободным ценам в целях извлечения дополнительной прибыли устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен на данный товар.
В случае если орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при осуществлении деятельности по установлению тарифов в сфере теплоснабжения усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России, с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 126 с 1 января 2019 года отменено государственное регулирование цен, указанных в пункте 5(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), а именно:
а) цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара;
б) цен на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
в) цен на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не при соединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
Как сообщает заявитель, из материалов Новосибирского территориального участка Западно--Сибирской дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО РЖД" (далее - ТСО), имеющихся в распоряжении департамента, следует, что ООО "Горводоканал" - единственный потребитель тепловой энергии в системе теплоснабжения, источником тепловой энергии в которой является блочно--модульная котельная, расположенная по адресу: г. Черепаново, ул. Молодежная, 2/2, эксплуатируемая ТСО на законных основаниях.
В соответствии с подпунктом в) пункта 5(1), а также пунктом 5(5) Основ ценообразования N 1075, деятельность ТСО по поставке тепловой энергии ООО "Горводоканал" в указанной системе теплоснабжения с 1 января 2019 года соответствует критериям перехода на нерегулируемые договорные отношения (цены на товары в сфере теплоснабжения в данном случае определяются по соглашению сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя).
Как следует из обращения ООО "Горводоканал" нерегулируемая цена на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Горводоканал" организации, на 2019 год определена ТСО в размере 3 116,19 руб./Гкал (без НДС).
В то время как тарифы на тепловую энергию, поставляемую ТСО потребителям на территории Новосибирской области, на 2019 год установлены приказом департамента от 03.12.2018 N 598-ТЭ в следующих размерах: 1 полугодие 2019 года - 1 258,87 руб./Гкал (без НДС), 2 полугодие 2019 года - 1 299,14 руб./Гкал (без НДС) без дифференциации по системам теплоснабжения, куда, в том числе, вошла система теплоснабжения, источником тепловой энергии, в которой является блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: г. Черепаново, ул. Молодежная, 2/2 .
Как следует из письма Департамента в дополнение к ранее направленному ООО "Горводоканал" ответу от 23.01.2019 N 131-10/33 на обращение от 24.12.2018 исх. N 281, представлена информация по результатам проведенного специалистами департамента по тарифам Новосибирской области экономического анализа фактических затрат Западно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" при осуществлении в 2018 году деятельности по производству и реализации тепловой энергии в системе теплоснабжения, источником тепловой энергии в которой является блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: г. Черепаново, ул. Молодежная, 2/2 (далее - котельная):
- фактические затраты (необходимая валовая выручка) по итогам осуществления деятельности по производству и реализации тепловой энергии с использованием котельной составили 18 384,86 тыс. рублей;
- объем полезного отпуска тепловой энергии составил 7 422,30 Гкал (из них: 367,274 Гкал - отпущено в адрес ООО "Горводоканал", остальное - собственное потребление);
- фактический тариф на тепловую энергию в 2018 году составил, 2476,97 руб./Гкал (без НДС);
- экономически обоснованный размер тарифа на тепловую энергию в 2018 году - 2 121,65 руб./Гкал (без НДС);
- прогнозный плановый экономически обоснованный размер тарифа на тепловую энергию на 2019 год - 2 202,11 руб. /Гкал (без НДС).
Таким образом, определенная Западно-Сибирской дирекцией по тепловодоснабжению - филиалом ОАО "РЖД" нерегулируемая цена на тепловую энергию, отпускаемую указанной организацией в адрес ООО "Горводоканал", в размере 3 116,19 руб./Гкал (без НДС) на 41,5% превышает экономически обоснованный размер тарифа на тепловую энергию.
Аналитическим отчетом Отдела товарных и финансовых рынков об определении признаков наличия (отсутствия) доминирующего положения ОАО "РЖД" на рынке оказания услуг поставки тепловой энергии на территории города Черепаново за 2018 г., I квартал 2019 г. установлено наличии признаков доминирующего положения ОАО "РЖД" с долей 100% на рынке услуг по поставке тепловой энергии за вышеуказанный период в границах расположения блочно-модульной газовой котельной и тепловых сетей ОАО "РЖД", расположенных на территории г.Черепаново.
Письмом исх. N 1947/3СибДТВу-г от 21.12.2018 ОАО "РЖД" уведомило ООО "Горводоканал" о том, что с 01.01.2019 тарифы за услуги по поставке тепловой энергии не будут подлежать государственному регулированию и будут определяться соглашением сторон. Тариф на услуги теплоснабжения с указанного периода составит 3 116,19 руб./Гкал (без НДС).
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 27.06.2006 г. запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действия ОАО "РЖД", выразившихся в установлении тарифа на услуги теплоснабжения с 01.01.2019 в размере 3 116,19 руб./Гкал (без НДС), что подтверждается письмом ОАО "РЖД" исх. N 1947/3СибДТВу-г от 21.12.2018, который на 41,5% превышает экономически обоснованный размер тарифа на тепловую энергию согласно расчету департамента по тарифам НСО, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 27.06.2006 г.
На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 16.07.2019 г. N 135 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (ИНН 7708503727, юридический адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) в лице Западно-Сибирской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 054/01/10-1361/2019 к рассмотрению на 23.08.2019 г. в 11-00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 915. Регистрация ответчика в кабинете 1004.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-1361/2019 в качестве ответчика - ОАО "РЖД" в лице Западно-Сибирской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, юридический адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-1361/2019 в качестве заявителя - Департамент по тарифам Новосибирской области (почтовый и юридический адрес: ул. 630005, г. Новосибирск, Некрасова, 54).
4. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/10-1361/2019 в качестве заинтересованного лица - ООО "Горводоканал" (ИНН 5440114777, почтовый и юридический адрес: 633525, Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Строителей, 1А).
5. ОАО "РЖД" в лице Западно-Сибирской дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" в срок до 20.08.2019 г. представить в Новосибирское УФАС России объяснение по существу дела (приложить копии подтверждающих документов).
Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела N 054/01/10-1361/2019) обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 24 июля 2019 г. N 054/01/10-1361/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.07.2019