по результатам рассмотрения жалобы
ООО "Альянс"
Дело N 021/06/64-412/2019 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 июля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
<_>;
<_>;
<_>;
в присутствии от заказчика - администрации Татарско-Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики - <_>,
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр финансового и хозяйственного обеспечения муниципального образования "Батыревский район Чувашской Республики", заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альянс", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс") на положения аукционной документации на строительство сельского дома культуры на 150 мест по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, дер. Татарские Сугуты, ул. Школьная (изв. N 0315300159219000122), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 12.07.2019 поступила жалоба ООО "Альянс" на положения аукционной документации на строительство сельского дома культуры на 150 мест по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, дер. Татарские Сугуты, ул. Школьная (изв. N 0315300159219000122) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- в нарушение требований части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит порядка поэтапной оплаты выполненных работ;
- в нарушение требований части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в приведенном в приложении N 1 к контракту "Календарный план" отсутствует графа "сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ", "физический объем работ", а также не содержится условий, указанных в пункте 2.9 Методики, утвержденной приказом Минстроя России от 05.07.2018 N 336/пр;
- в нарушение правил описания объекта закупки позиции 9-11 Технического задания содержат ссылки на недействующие ГОСТы;
- в пункте 10.1 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58, который утратил силу.
На основании изложенного заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
27.06.2019 16 час. 45 мин. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315300159219000122 о проведении электронного аукциона на строительство сельского дома культуры на 150 мест по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, дер. Татарские Сугуты, ул. Школьная, с начальной (максимальной) ценой контракта 14 836 785, 36 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Согласно пункту 3.2 Методики график оплаты выполненных работ должен содержать следующие заголовки граф:
порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (подпункт 3.2.1);
наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (подпункт 3.2.2);
сроки выплаты аванса (подпункт 3.2.3);
размер аванса, подлежащего выплате подрядчику (подпункт 3.2.4);
сумма к оплате (подпункт 3.2.5);
сроки оплаты за выполненный этап выполнения контракта и (или) комплекс работ и (или) вид работ и (или) часть работ отдельного вида работ (подпункт 3.2.6);
доля этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене контракта (подпункт 3.2.7).
При этом Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что проект контракта не содержит условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта, что не соответствует требованиям частей 5, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.3 Методики установлено, что график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф:
порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (подпункт 2.3.1);
наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (подпункт 2.3.2);
сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ (подпункт 2.3.3);
физический объем работ (подпункт 2.3.4);
сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии) (подпункт 2.3.5).
В соответствии с подпунктом 2.9 Методики дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта (подпункт 2.9.1);
передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства (подпункт 2.9.2);
передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации (подпункт 2.9.3);
подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией (подпункт 2.9.4);
подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта (подпункт 2.9.5).
Приложением N 1 к проекту контракта утвержден "Календарный план выполнения работ". Однако указанный план не содержит:
сроков исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
физического объема работ;
дат, предусмотренных пунктом 2.9 Методики.
Таким образом, график выполнения работ, предусмотренный приложением N 1 к проекту контракта, не соответствует требованиям части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Наряду с изложенным, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Требования к качественным, техническим характеристикам товаров (основных строительных материалов), используемых для выполнения работ по строительству объекта установлены Техническим заданием документации об электронном аукционе (далее - Требования).
В пункте 9 "Блоки бетонные стен подвалов" Требований заказчик указал, что блоки должны соответствовать ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия".
В пунктах 10 "Умывальники" и 11 "Унитаз-компакт" Требований заказчик указал, что такие товары должны соответствовать ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры".
При этом ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия" завершил действие с 30.04.2019. ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры" завершил действие с 01.03.2018.
Таким образом, использование при описании объект закупки недействующих ГОСТов нельзя признать надлежащим исполнением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 10.1 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе выписку из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 или копию такой выписки.
При этом Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 признан утратившим силу и утверждена новая форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 вступил в силу 20.04.2019.
Таким образом, установление в пункте 10.1 Информационной карты документации об электронном аукционе требования о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утратившей силу, нельзя признать надлежащим исполнением требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Альянс" обоснованной, а в действиях заказчика - администрации Татарско-Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр финансового и хозяйственного обеспечения муниципального образования "Батыревский район Чувашской Республики" нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 5,7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не является нарушением, влияющим на результаты закупки, в связи с чем, основания для выдачи предписания о внесении изменений в документацию об электронном аукционе в целях устранения такого нарушения отсутствуют.
В целях устранения нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5,7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику и Уполномоченному учреждению предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Альянс" на положения аукционной документации на строительство сельского дома культуры на 150 мест по адресу: Чувашская Республика, Батыревский район, дер. Татарские Сугуты, ул. Школьная (изв. N 0315300159219000122) обоснованной.
Признать в действиях заказчика - администрации Татарско-Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Центр финансового и хозяйственного обеспечения муниципального образования "Батыревский район Чувашской Республики" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 5,7 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 17 июля 2019 г. N 021/06/64-412/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.07.2019