Решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Ко<..> -заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<..>- начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
П<..> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N022/05/21-315/2019, возбужденное по признакам нарушения п.8 ч.2 ст.21, ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе", по факту распространения рекламы алкогольной продукции в группе "Объявления Усть-Пристанского района" в социальной сети "Одноклассники",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, рекламораспространителя Ш<..> Г.В.,
в присутствии заинтересованного лица АО "Тандер" в лице представителя по доверенности М<..> А.Ф.,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступили заявления гражданина Российской Федерации (вхд.N194695 от 09.04.2019 г.; вхд.N195665 от 29.04.2019 г.; вхд.N 195895 от 06.05.2019 г.) по факту распространения информации рекламного характера в группе "Объявления Усть-Пристанского района" в социальной сети "Одноклассники".
Заявитель указывает, что торговая сеть "Магнит", размещает рекламу алкогольной продукции в группе социальной сети, а именно https://ok.ru/<..>
В дополнение к заявлению, представлены скриншоты размещаемой рекламы в группе "Объявления Усть-Пристанского района" в социальной сети "Одноклассники".
Антимонопольным органом установлено, что 22 декабря 2018 года в группе социальной сети "Одноклассники" https://ok.ru/group/<..> "Объявления Усть-Пристанского района" размещена рекламная запись сети магазинов "Магнит", с фотографией полок с алкогольной продукцией различных марок коньяка, мартини и других. Запись сопровождается надписью: "Магазин "Магнит" приглашает за покупками алкогольных товаров. Большой ассортимент по доступным ценам". 7 марта 2019 года также размещена публикация с изображением алкогольной продукции, запись сопровождается комментарием "Акции только сегодня на вино-водочную продукцию и конфеты". На изображении хорошо различимы марки алкогольной продукции. Установлено, что автором публикаций является Ш<..>
Антимонопольным органом установлено, что на территории Усть-Пристанского района имеется один магазин торговой сети "Магнит", который расположен по адресу: <...>. Директором магазина является Ш<..>
27.06.2019 года в Комиссию управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступил письменный отзыв АО "Тандер" (ИНН 2310031475) на Определение о возбуждении дела, согласно которому Ш<..> Г.В. является работником АО "Тандер". В свою очередь АО "Тандер" указывает, что Обществом не проводится размещение рекламы алкоголя в сети интернет. Общество принимает все возможные меры для исключения потенциальных нарушений законодательства о рекламе исполнителями на местах. С сотрудниками периодически проводятся занятия, разъясняются нормы законодательства и ответственность за их нарушения, рассматриваются вопросы правильного размещения рекламных материалов. Работники торговых объектов информируются о необходимости контроля соблюдения законодательства, даже если это не входит в их прямые должностные обязанности.
В материалах дела по состоянию на 27.06.2019 г. отсутствуют доказательства надлежащего извещения Ш<...>Г.В. о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела. Комиссией вынесено определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела N022/05/21-315/2019, рассмотрение дела назначено на 16.07.2019 г.
16.07.2019 г. в заседании Комиссии представитель АО "Тандер" доводы, представленные ранее поддержал. Ш<..> Г.В. пояснила, что по собственной инициативе разместила рассматриваемую рекламу в социальной сети "Одноклассники" в группе "Объявления Усть-Пристанского района", нарушение признала.
Комиссия управления Федеральной Антимонопольной службы по Алтайскому краю, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38- ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования- товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
На основании изложенного, обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции, к продавцу рекламируемого товара, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, согласно части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама алкогольной продукции размещена в сети "Интернет", группа в социальной сети "Объявления Усть-Пристанского района" является открытой, т.е просматривать материалы такой группы и вступить в неё смогут все желающие.
В рекламе алкогольной продукции отсутствует предусмотренное ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе" предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
Размещение рекламы в социальной сети "Одноклассники" в группе "Объявления Усть-Пристанского района" произошло по личной инициативе гражданки Ш<..> Г.В.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований п.8 ч.2 ст.21, ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
Рекламораспространитель-лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств, рекламодатель- изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, размещение рекламы в социальной сети "Одноклассники" в группе "Объявления Усть-Пристанский район" произошло по личной инициативе гражданки Ш<..> Г.В.
Согласно ч.2 ст.33 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является гражданка Ш<..> Г.В.
В соответствии с п.4 ст.38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную в сети Интернет, а именно в социальной сети "Одноклассники" в группе "Объявления Усть-Пристанского района", поскольку при ее распространении нарушены требования п.8 ч.2 ст.21, ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать Ш<..> Г.В. нарушившей требования п.8 ч.2 ст.21, ч.3 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать Ш<...> Г.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <..> К
Члены Комиссии <..> Б
<..> П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 17 июля 2019 г. N 022/05/21-315/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.07.2019