Я, заместитель руководителя-начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 26.02.2019 протокол и материалы дела об административном правонарушении N 1А/07-2019, возбужденного в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Глазной центр" (ИНН/КПП 2536295085/253601001, ОГРН 1162536069442) (далее - ООО "Глазной центр"), в связи с нарушением части 7 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ "О рекламе", антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
26.04.2018 года в результате рассмотрения дела N 7/07-2018, Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) признала ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", рекламу медицинских услуг распространяемую ООО "Глазной центр" в содержательной части которой указано: "Стаж 28 лет".
В Приморское УФАС России поступило заявление ООО "Приморский центр лазерной коррекции зрения и офтальмохирургии" (далее так же Заявитель) (вх. N 10788 от 14.12.2017), в котором сообщалось о размещении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") рекламы ООО "Глазной центр".
Из вышеуказанного заявления следует, что реклама ООО "Глазной центр" размещенная в поисковой системе "Яндекс": https://yandex.ru/search/?clid=9582 &text=приморский%20центр%20лазерной%20коррекции%20зрения&l10n=ru&lr=75 содержит недостоверную информацию относительно стажа работы медицинских работников, а именно: 28 лет. По мнению Заявителя, данная реклама является недостоверной, так как стаж сотрудников в компании значительно меньше, а сама компания зарегистрирована в 2016 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Приморским УФАС России, в целях установления рекламодателя рассматриваемой рекламы, был сделан запрос обществу с ограниченной ответственностью "Яндекс" (далее - ООО "Яндекс") (исх. N 38/06 от 09.01.2018).
Согласно представленной ООО "Яндекс" информации (вх. N 1160 от 12.02.2018) следует, что реклама "Центр лазерной коррекции зрения! / Глазной центр! Используем лазер! Передовые технологии! Опытные специалисты! / glaznoycentr.ru" была размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и ООО "Глазной центр" на условиях оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ".
Из представленной информации ООО "Глазной центр" (вх. N 1170 от 12.02.2018) следует, что в контекстной рекламе ООО "Глазной центр" на ресурсе Яндекс указывается общий стаж работы докторов и не означает время работы центра на рынке. Специалисты центра имеют богатый опыт работы в других медицинских учреждениях Дальнего Востока.
Комиссия отметила, что, содержание утверждения в рекламе "Стаж 28 лет" без уточнения, что 28 лет это общий стаж всех работников компании, с учетом опыта работы в других медицинских учреждениях Дальнего Востока, способно ввести потребителя в заблуждение.
Таким образом, вышеуказанная реклама содержит нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение в силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", за нарушение требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
26.04.2018, на заседании Комиссии, <...>, поддержала представленные доводы, указанные в письменных пояснениях, запрошенных вышеуказанным Определением об отложении рассмотрения дела (исх. N 2196/06-2; вх. N 2962 от 12.04.2018) из которых следует, что стаж (трудовой стаж) сотрудников не имеет отношение к дате регистрации ООО "Глазной центр". Специалисты ООО "Глазной центр" обладают большим опытом работы и стажем работы.
Так, <...>, главврач центра, имеет общий трудовой стаж 18 лет, <...>, врач-офтальмолог, имеет общий трудовой стаж 22 года, <...>, врач-офтальмолог, имеет общий трудовой стаж 26 лет (15 лет стаж работы в ДВО РАН). Утверждение "Стаж 28 лет" в объявлении было опечаткой в 2 года, которая не являлась значительной, способной ввести в заблуждение потребителя.
Кроме того, <...>, сообщила, что текст был скорректирован и добавила, что рекламная информация ООО "Глазной центр" относительно стажа работы "28 лет" не вводит потребителя в заблуждение и, как следствие, не нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
26.05.2018, представитель ООО "Приморский центр лазерной коррекции зрения и офтальмохирургии", <...>, сообщил, что, со слов, <...>, стаж врача-офтальмолога <...>, считается с даты поступления в медицинский университет (1992 год) и по настоящее время. Однако, как отмечает <...>, <...>, поступив в Университет была студенткой и, окончив обучение, ей была присвоена квалификация "Педиатр"; сравнительно недавно <...> переквалифицировалась во врача офтальмолога.
Кроме того, представитель <...>, сообщил, что изучив трудовые книжки сотрудников, дипломы, ООО "Глазной центр" ни один врач не имеет опыт работы 25 лет, 26 лет, 28 лет. Так, на самом сайте ООО "Глазной центр", в разделе "специалисты", опыт работы каждого из вышеперечисленных врачей более реальный, а именно: с момента, когда они получили квалификацию "офтальмолога", <...> с 2006 года (по информации с сайта), <...> с 2003 года.
Таким образом, реклама, размещена ООО "Глазной центр" в 2017 году с указанием "Стаж 28", является недостоверным, с ошибкой в 3 и более года.
В дополнение, представитель <...>, сообщил, что в поданном заявлении приложенный "Протокол осмотра доказательств" содержал скриншот поисковой системы "Яндекс", где при контекстном вводе "Приморский центр лазерной коррекции зрения", в первой строке, ООО "Глазной центр", при размещении рекламной информации позиционировал себя как "Центр лазерной коррекции зрения! - Глазной центр!". Однако, ООО "Глазной центр" это
не "Центр", а фирменное наименование, которым пользуется общество.
Таким образом, Заявитель посчитал, что Ответчик вводит Комиссию в заблуждение, относительно допущенной опечаткой, а именно: опыт работы хирургов-офтальмогов ООО "Глазной центр", что как следствие является недостоверной рекламой, которая также способна ввести потенциального потребителя в заблуждение.
Комиссия, исследовав все имеющееся в деле документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Утверждение "Стаж 28 лет", в распространяемой ООО "Глазной центр" рекламе, направленный на неопределенный круг лиц, является недостоверными сведениями. Реклама должна быть полной, т.е. не допускать искажений смысла информации и не вводить в заблуждение потребителей рекламы, ООО "Глазной центр", при указании в рекламе "Стаж 28 лет" было обязано предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуги), которая способствовала обеспечить потенциальному потребителю возможность правильного выбора.
Таким образом, Комиссия пришла к заключению, что реклама ООО "Глазной центр" распространялась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Также Комиссией установлено, что в намомент рассмотрения дела 7/07-2018 текст рекламы изменен (скриншот от 13.03.2018).
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях ООО "Глазной центр", как рекламодателя и рекламораспространителя, следствием которого явилось размещение вышеуказанной рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3. КоАП.
Уведомление о составлении протокола (исх. N 1364/06 от 19.02.2019) было направлено ООО "Приморский центр микрохирургии глаза" по адресу регистрации. На составление протокола указано явиться 26.02.2019 в 11 часов 00 минут.
26.02.2019 на составление протокола об административном правонарушении N 1А/07-2019 от ООО "Глазной центр" явился законный представитель <...> - директор, на основании прав по должности.
При составлении протокола <...> поддержала пояснения представленные при рассмотрении дела N 7/07-2018, о чем сделана запись в протоколе.
<...> устно заявила ходатайство о рассмотрении дела в день составления протокола.
Данное ходатайство мною удовлетворено, в связи с чем рассмотрение дела производится в день составления протокола 26.02.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП, частью 5 статьи 25.5 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "Глазной центр" состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Дата включения 01.08.2016. Ранее ООО "Глазной центр" не привлекалось Приморским УФАС России к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 3.1 КоАП, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.
Согласно пункту 3 статьи 3.4 КоАП в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП.
ООО "глазной центр" ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Правонарушение не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также не причинило имущественного ущерба. Учитывая изложенное считаю возможным административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.
Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, КоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Глазной центр" (ИНН/КПП 2536295085/253601001, ОГРН 1162536069442) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП, выразившегося в распространении рекламы, с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Применить к ООО "Глазной центр" меру ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя-начальник
отдела контроля торгов <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 26 февраля 2019 г. N 1А/07-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2019