Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Сырвачев Е.Е. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Рысин С.Н. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий,- |
в присутствии на заседании:
представитель Гарантирующий поставщик; представитель ПАО; представитель ПАО; представитель АО. |
рассмотрев дело N2679-ФАС52-03/18, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом; акционерным обществом; публичным акционерным обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление (от 29.08.2018 вх. N) муниципального унитарного предприятия (далее - Заявитель, заявитель) на действия публичного акционерного общества (далее также - Гарантирующий поставщик, гарантирующий поставщик), публичного акционерного общества (далее - ПАО), акционерного общества (далее - АО), связанные с нарушением порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии.
По итогам рассмотрения указанного заявления, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольным органом возбуждено дело N2679-ФАС52-03/18 в отношении Гарантирующий поставщик, ПАО, АО по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 10.10.2018 N318).
На заседании комиссии, состоявшемся 04.07.2019 в 14 часов 30 минут, в котором рассмотрение дела по существу завершено, Заявитель явку не обеспечило, предоставило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей (от 04.07.2019 вх.N).
В тоже время представитель Гарантирующий поставщик поддержала позицию общества, изложенную в письменных пояснениях от 22.03.2019.
Представитель ПАО поддержала позицию общества, изложенную в письменных пояснениях от 05.03.2019.
Представитель АО поддержала позицию общества, изложенную в письменных пояснениях от 05.03.2019, а также поддержало доводы Гарантирующий поставщик.
Представители Гарантирующий поставщик, ПАО и АО в ходе заседания комиссии просили о прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив приобщенные к материалам дела документы в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения по делу, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела N2679-ФАС52-03/18 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением установлено, что 31.08.2011 между Заявитель и Гарантирующий поставщик заключен договор энергоснабжения N244500; в качестве точек поставки указаны объекты "лагерная 2ф 1008 ТП-44 КЛ-0,4 кВ в ЦТП-2 к которым подключены: насос ЦТС и Силовой щит", технологически присоединенные к сетям ОАО, и объекты "ТП-64, ТП-48 ф 1002 ВРУ 0,4 кВ котельной", технологически присоединенные к сетям ПАО.
07.06.2017 Заявитель и ОАО согласовали технологическую броню электроустановок, расположенных по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Новосмолинский, на основании чего составлены акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии.
30.08.2017 Заявитель и ПАО согласовали технологическую броню электроустановок, расположенных по адресу: Нижегородская область, село Золино, улица Школьная, дом 21, на основании чего составлен акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии.
16.08.2018 Гарантирующий поставщик направило уведомление Заявитель с просьбой в полном объеме погасить задолженность возникшую по договору N244500, в противном случае - ограничить потребление электрической энергиии по 14 точкам поставки до уровня аварийной брони, а по 2 точкам, а именно "лагерная 2 ф 1008 ТП-44 КЛ-0,4 кВ в ЦТП -2" и ТП-64, ТП-48 ф 1002 ВРУ 0,4 кВ котельной.
17.08.2018 Гарантирующий поставщик уведомило ПАО и ОАО о необходимости введения ограничения подачи электроэнергии в отношении объектов Заявитель, в том числе о введении полного ограничения в отношении таких точек поставки как: "лагерная 2 ф 1008 ТП-44 КЛ-0,4 кВ в ЦТП -2" и ТП-64, ТП-48 ф 1002 ВРУ 0,4 кВ котельной.
27.08.2018 ПАО ограничило подачу электроэнергии (полное ограничение) электроустановок, расположенных по адресу: Нижегородская область, село Золино, улица Школьная, дом 21.
27.08.2018 ОАО ограничило подачу электроэнергии" (полное ограничение) электроустановок, расположенных по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Новосмолинский.
Между тем частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Согласно пункту 4 Правил в связи с наступлением указанных в подпункте "б" пункта 2 Правил обстоятельств ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства, на основании его письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию.
Согласно пункту 6 Правил в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления вводится в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от указанного потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного пунктом 16(1) настоящих Правил.
Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным и экологическим последствиям, указан в приложении к Правилам ограничения. К таким потребителям относятся:
1. Государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.
2. Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
3. Угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров.
4. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.
5. Учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные организации, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.
6. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.
7. Организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов.
8. Организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта - в отношении объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также субъекты электроэнергетики - в отношении диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и центров управления объектами электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 16 Правил потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно пункту 16(1) Правил потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
Согласно пункту 21(1) Правил в случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемом инициатором введения ограничения исполнителю (субисполнителю), а если указанное ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - с даты, следующей за датой, в которую исполнителем (субисполнителем) получено от потребителя уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии,
Таким образом, введение полного ограничения подачи на электроустановки, (ниже согласованной аварийной брони), возможно лишь после направления заявителем согласованного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения, а также после выполнения мероприятий по обеспечению безопасного функционирования энергопринимающих устройств потребителей.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Правил в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ограничение режима потребления до уровня аварийной брони в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" п. 2 настоящих Правил, не вводится.
Нижегородским УФАС России установлено, что точки поставки электроэнергии "лагерная 2 ф 1008 ТП-44 КЛ-0,4 кВ в ЦТП -2" и ТП-64, ТП-48 ф 1002 ВРУ 0,4 кВ, не участвуют в оказании услуг горячего водоснабжения населению на территории Золинского сельсовета, что подтверждается письмом Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области N 536УЖКХ от 17.10.2018.
Отнесение данных точек поставки к общей группе также согласовано с Заявитель при заключении договора энергоснабжения N 2445000 в приложении N 9 "Технический акт".
Следовательно, данные точки поставки не обслуживают потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным и экологическим последствиям.
Таким образом, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Правил ограничения в отношении данных точек поставки электроэнергии "лагерная 2 ф 1008 ТП-44 КЛ-0,4 кВ в ЦТП -2" и ТП-64, ТП-48 ф 1002 ВРУ 0,4 кВ ограничение режима потребления до уровня аварийной брони не вводится.
Пунктом 5 Правил установлено, что потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления.
Инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления и снять показания приборов учета потребителя на дату и время введения ограничения режима потребления.
Согласно п. 7(1) Правил ограничения инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления.
17.08.2018 г. Гарантирующий поставщик направило исполнителю ПАО и ОАО уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении Заявитель N12757/08 и N12758/08 соответственно, согласно которым Гарантирующий поставщик в отношении точки поставки ЦТП-2 п. Новосмолинский просит 27.08.2018 с 14:00 провести контроль полного самоограничения, в отношении точки поставки котельная п. Золино - контроль полного отключения потребителем коммутационных аппаратов в ВРУ котельной, за исключением сторонних потребителей.
27.08.2018 исполнителями ПАО и ОАО проконтролировано введение ограничения электроснабжения Заявитель, о чём составлены соответствующие акты.
Учитывая изложенное, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что действия (бездействие) Гарантирующий поставщик, ПАО, АО по инициированию процедуры полного ограничения потребления электрической энергии в отношении точек поставки "лагерная 2 ф 1008 ТП-44 КЛ-0,4 кВ в ЦТП -2" и ТП-64, ТП-48 ф 1002 ВРУ 0,4 кВ, не содержат нарушения Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442.
С учетом вышеизложенного, указанные действия Гарантирующий поставщик, ПАО, АО не содержат нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях рассмотрение дела подлежит прекращению.
На основании изложенного выше комиссия, руководствуясь статьями 23, 48, 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
Рассмотрение дела N2679-ФАС52-03/18, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении публичного акционерного общества, публичного акционерного общества и акционерного общества прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение в полном объеме будет изготовлено в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Е.Е. Сырвачев
С.Н. Рысин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 4 июля 2019 г. N 2679-ФАС52-03/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.07.2019