В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило заявление ИП Замазкина С.Ю. по вопросу рассмотрения соответствия условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами антимонополь-ному законодательству.
По итогам рассмотрения установлено следующее. Между ИП Замазкиным С.Ю. и ООО "МВК "Экоцентр" заключен до-говор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными от-ходами (далее - ТКО) N ДПИФ-334 от 27.12.2018. Согласно условиям до-говора, региональный оператор по обращению с ТКО обязуется осу-ществлять вывоз ТКО, которые образуются в местах их накопления - перед магазинами, размещенными в нежилых зданиях, расположенных в много-квартирных домах по адресам: г. Новочебоксарск, ул. 10 Пятилетки, д. 37, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 57.
У каждого магазина, как сообщает заявитель, обустроена специальная контейнерная площадка, на которой размещен 1 контейнер для складирова-ния ТКО, образующихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
В адрес ИП Замазкина С.Ю. поступил проект дополнительного согла-шения от 01.04.2019 об изменении условий Приложения N ПД-3 к договоруN ДПИФ-334 от 27.12.2018 на оказание услуг по обращению с твер-дыми коммунальными отходами.
ИП Замазкин С.Ю. письмом от 17.04.2019 в адрес ООО "МВК "Эко-центр" сообщает о несогласии с проектом протокола от 09.04.2019 урегули-рования разногласий к дополнительному соглашению об изменении условии Приложения N ПД-3 к договоруN ДПИФ-334 от 27.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части осу-ществления расчетов исходя из нормативов накопления ТКО.
Вместе с тем, ИП Замазкину С.Ю. региональным оператором было от-казано в урегулировании разногласий по дополнительному соглашению со ссылкой на письмо председателя Кабинета Министров Чувашской Республи-ки от 13.11.2018 N02/01-121.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается создание дискриминационных условий.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными опера-торами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммуналь-ными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности ре-гионального оператора (статья 1 Закона об отходах).
Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обраще-ния с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и терри-ториальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отхо-дами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обез-вреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отхо-дами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Пра-вительством Российской Федерации (статья 24.7 Закона об отходах).
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми комму-нальными отходами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми ком-мунальными отходами и внесении изменения в постановление Правитель-ства Российской Федерации от 25. 08.2008 г. N641" (далее - Постановление N 1156).
В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с твердыми комму-нальными отходами, утвержденных этим же Постановлением N 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением N 1156.
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных соб-ственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354), собственник не-жилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными право-выми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключе-ния.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах про-изводства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмот-рено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ опреде-ление объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по до-говорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммер-ческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления/ГКО; нормативы накопления ТКО утверждаются ор-ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо орга-ном местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Россий-ской Федерации) (часть 2).
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответ-ствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммер-ческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показате-лях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к соб-ственникам нежилых помещений в многоквартирном доме уточнены в Пра-вилах N 354.
Согласно пункту 148(38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставлен-ную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определя-ется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в много-квартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, Правилами N 354 также предусмотрено два альтерна-тивных варианта определения объема:
- исходя из нормативов накопления ТКО;
- исходя из фактического объема.
Учет ТКО, исходя из фактическою объема для организаций, размещающихся в многоквартирных домах, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:
-при раздельном накоплении сортированных отходов;
-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.
Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению (в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов).
Таким образом, в письме председателя Кабинета Министров Чуваш-ской Республики от 13.11.2018 N 02/01-121 содержится несоответствие нор-мам действующего законодательства, что может привести к созданию дис-криминационных условий для собственников нежилых помещений в много-квартирном доме.
В связи с наличием в действиях Кабинета Министров Чувашской Республики (428004, г. Чебоксары, б. Президентский д. 10) признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженных в направлении письма председателя Кабинета Министров Чувашской Республи-ки от 13.11.2018 N02/01-121, несоответствующему нор-мам действующего законодательства, что может привести к созданию дис-криминационных условий для собственников нежилых помещений в много-квартирном доме, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рекомендует прекратить установленные признаки нарушения в срок до "06" августа 2019 года, путем отзыва письма председателя Кабинета Министров Чувашской Республи-ки от 13.11.2018 N02/01-121.
О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в срок до "09" августа 2019 года.
Примечание:
Предупреждение выдается субъекту, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.
Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).
При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.
За непредставление информации по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.07.2019