Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства составе:
Председатель Комиссии: В_. - руководитель Управления,
Члены комиссии:
И_ - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления,
М_.. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления,
рассмотрев дело N 053/01/17-257/2019 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество, сетевая организация) (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера "А", г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей ПАО "МРСК Северо-Запада":
- заместителя начальника отдела логистики Управления логистики и МТО филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" Г_.., действующей на основании доверенности от 28.06.2019 N 23-Ю;
- главного специалиста отдела правового обеспечения Управления правового обеспечения и управления собственностью филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" О__, действующей на основании доверенности от 31.01.2019 N 53 АА 0683396,
УСТАНОВИЛА:
Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении проведена плановая выездная проверка в отношении Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество, сетевая организация) (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера "А", г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785).
В ходе проверки установлено следующее.
07.03.2018 на официальном сайте заказчиком - филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" было размещено извещение N 31806219727 о проведении закупки запроса предложений на право заключения Договора на поставку легковых автомобилей Рено Логан (или эквивалент) для нужд филиала ПАО "МРСК Северо - Запада" "Новгородэнерго" (981753) (начальная (максимальная) цена договора - 8 212 112, 99 рублей).
Документация о проведении вышеуказанного запроса предложений в электронной форме утверждена заместителем директора по инвестиционной деятельности филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" Сметаниным П.А. 07.03.2018 (далее - Документация).
Как уже отмечалось выше, в целях формирования извещения о проведении закупки и документации о закупке Заказчик заранее определяет:
- требования к участникам закупки;
- требования к составу и оформлению заявок.
Согласно абзацам "а", "в" подпункту 7.4.3 пункта 7.4 Положения в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Стандартом, в том числе:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Заказчиком - Филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках и Положения в абзацах "f", "g" подпункта 4.5.2.1. Документации установлено, что участник запроса предложений должен включить в состав Предложения следующие документы подтверждающие его соответствие требованиям установленным Документацией:
"Справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (код по классификатору налоговой документации 1120101) (обязательное требование);
- Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (код по классификатору налоговой документации 1160080) (обязательное требование)".
Согласно подпункту 9.6.2.6. Документации срок окончания подачи заявок 19.03.2018.
Таким образом, в соответствии с требованиями заказчика установленными в Документации, участник закупки обязан был в составе своей заявки представить вышеуказанные документы, выданные соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок.
В соответствии с абзацем "м" подпункта 8.6.2 Положения запрос предложения проводится сопоставлением заявок и оценкой заявок, в том числе проведение переторжки согласно п.п. 8.1.9 и п.п. 8.1.10 настоящего Стандарта.
Согласно абзацам "б", "з" подпункта 8.1.9.4 Положения в рамках отборочной стадии конкурсной комиссией последовательно выполняются следующие действия:
- проверка заявок на соблюдение требований конкурсной документации к оформлению заявок; при этом конкурсные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям конкурсной документации, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник закупки, представивший данную заявку;
- отклонение конкурсных заявок, которые, по мнению членов конкурсной комиссии, не соответствуют требованиям конкурсной документации.
В соответствии с абзацем "d" подпункта 4.8.2.5 Документации по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия вправе отклонить предложения, которые поданы Участниками запроса предложений, не предоставившими обязательные документы, требуемые настоящей документацией (пункты 4.4.1.1 и 4.5.2.1), либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике или о предлагаемых им товарах.
Согласно протоколу заседании комиссии по вскрытию конвертов поступивших на запрос предложения N 981753 от 19.03.2018 и протоколу заседания комиссии по выбору победителя запроса предложения N 981753 от 22.03.2019 на участие в рассматриваемом запросе предложений поступило всего одна заявка участника закупки (ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург"; 196105, г. Санкт - Петербург, пр. Витебский, д.17, корп. 6. Лит. Б О) заявка признана соответствующей требованиям Документации.
Однако в ходе изучения представленных единственным участником рассматриваемого запроса предложения документов, подтверждающих соответствие участника требованиям установленным Документацией, Закупочной комиссией было установлено, что в составе Предложения приложены документы, не отвечающие обязательным требованиям Документации, а именно:
- Справка N 26953 от 14.02.2018 г. об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов выданная ранее, чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений (19.03.2018 г.).
- Справка N 100588 от 05.02.2018 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам_ (код по классификатору налоговой документации 1160080) выданная ранее, чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений (19.03.2018 г.).
То есть, представленные единственным участником закупки документы не соответствуют требованиям установленным абзацами "f", "g" подпункта 4.5.2.1. Документации, а именно условиям срока выдачи соответствующего документа.
Следовательно, заявка единственного участника закупки - ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" не соответствовала требованиям, установленным Документацией, поскольку не содержала необходимые документы, запрашиваемые закупочной комиссией.
Между тем, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии заказчика - филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго", содержатся нарушения абзацев "б", "з" подпункта 8.1.9.4 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении порядка отбора участников закупки, а именно в необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе предложения (неприменение к единственному участнику закупки обязательных требований, установленных заказчиком, к содержанию заявки на участие в запросе предложений).
Аналогичное нарушение было допущено и при проведении еще одной закупки на поставку легковых автомобилей.
Так, 28.06.2018 на официальном сайте заказчиком - филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" было размещено извещение N 31806664632 о проведении закупки открытого запроса цен на право заключения Договора на поставку легковых автомобилей повышенной проходимости Chevrolet Niva L (или эквивалент) для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" (начальная (максимальная) цена договора - 1 930 425, 00 рублей).
Пунктом 8.7 Разделом 8 Положения установлен порядок проведения запроса цен (особенности процедур запроса цен).
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Заказчиком - Филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках и Положения в абзацах "f", "g" подпункта 4.5.2.1. Документации установлено, что участник запроса цен должен включить в состав Предложения следующие документы подтверждающие его соответствие требованиям установленным Документацией, в том числе:
"Справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (код по классификатору налоговой документации 1120101) (обязательное требование).
В соответствии с абзацем "и" подпункта 8.7.2 Положения отбор заявок на участие запросе цен согласно п.п. 8.1.9.1 - 8.1.9.6 настоящего Стандарта.
Согласно абзацам "б", "з" подпункта 8.1.9.4 Положения в рамках отборочной стадии конкурсной комиссией последовательно выполняются следующие действия:
- проверка заявок на соблюдение требований конкурсной документации к оформлению заявок; при этом конкурсные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям конкурсной документации, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник закупки, представивший данную заявку;
- отклонение конкурсных заявок, которые, по мнению членов конкурсной комиссии, не соответствуют требованиям конкурсной документации.
В соответствии с абзацем "с" подпункта 4.8.2.4 Документации по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия отклоняет Предложения которые поданы Участниками запроса цен, не предоставившими документы, требуемые настоящей документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике или о предлагаемой им продукции.
Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по оценке предложения и подведению итогов N 2 от 20.07.2018 Предложение единственного участника запроса цен Акционерного общества "Питер-Лада" (198320, г. Санкт-Петербург, Красное село. Кингисеппское шоссе, д.50) признано соответствующим условиям запроса цен.
Однако в составе заявки АО "Питер-Лада" отсутствовал предусмотренный Положением и Документацией документ, выданный соответствующим подразделениями Федеральной налоговой службы (Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, код по классификатору налоговой документации 1120101).
Учитывая изложенное, заявка АО "Питер-Лада" не отвечала объявленным условиям участия в запросе цен и должна была быть признана несоответствующей требованиям Документации, а подавший ее участник должен был быть отстранен от участия в закупке.
Однако, как уже отмечалось, АО "Питер-Лада" не только не было отстранено от участия в запросе цен, но и согласно протоколу от 20.07.2018 было признано победителем (единственным участником) рассматриваемой закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, в действиях заказчика - филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" Сметаниным П.А. в лице его закупочной комиссии содержатся нарушения абзацев "б", "з" подпункта 8.1.9.4 Положения, выразившееся в нарушении порядка отбора участника закупки, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки, а именно необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе цен (неприменение к единственному участнику закупки обязательных требований, установленных заказчиком, к содержанию заявки на участие в запросе предложений).
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Действия Филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" в лице его закупочной комиссии, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в запросе предложений, запросе цен участников закупок N 31806219727 и N 31806664632, заявки которых не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретным хозяйствующим субъектам преимущественные условия участия в закупке, что указывает на признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно проведенному Управлением обзору состояния конкуренции при проведении запроса предложений (цен) показал, что конкуренция по выбору победителя запроса предложений (цен) отсутствовала, поскольку данные действия ПАО "МРСК Северо-Запада" выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки, а именно в необоснованном допуске к участию в запросе предложений, запросе цен участников закупок N 31806219727 и N 31806664632, заявки которых не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретным хозяйствующим субъектам преимущественные условия участия в закупке, в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупки, не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), что указывает на признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заказчик неправомерно допустил к участию в запросе предложений (цен) участников закупок ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" и АО "Питер-Лада", получивших статус единственных участников рассматриваемых запросах и заключил с ними контракты на выполнение работ, являвшихся объектом закупки, как с единственным поставщиком, вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из письменных пояснений ПАО "МРСК Северо-Запада" от 24.06.2019 исх N МР2/6/05-01-04/313 по настоящему делу, озвученных представителем в ходе рассмотрения дела, следует, что нарушение, выразившееся в предоставлении Участниками просроченных справок ФНС (нарушение требований пунктов 4.5.2.1f) и 4.5.2.1g) Документации о закупке): справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов (код по классификатору налоговой документации 1120101) и справки о состоянии расчетов по налогам, сборам (код по классификатору налоговой документации 1160080), выданных ранее, чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок.
При принятии решения о допуске единственных подавших заявки (ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" и АО "Питер-Лада") и признании их соответствующими, несмотря на наличие вышеуказанных нарушений, Закупочная комиссия руководствовалась пунктом 4.5.2.8 Документации о закупке, согласно которому, "в случае не предоставления Участником запроса предложений в составе Предложения хотя бы одного из перечисленных в пунктах 4.4.1.1a) - 4.4.1.1е) и пунктах 4.5.2.1a) - 4.5.2.1x) Закупочной документации документов, Закупочная комиссия действует в соответствии с п. 4.8.2.2 настоящей Документации, но также оставляет за собой право отклонить Предложение данного Участника запроса предложений". То есть обязательства отклонения Заявки у комиссии нет, но есть право. А, поскольку фактически справки были предоставлены, учитывая нецелесообразность признания закупки несостоявшейся и проведения повторной закупки, Комиссией принято решение о признании указанных нарушений требований Документации существенными, но недостаточными для отклонения Заявки единственного участника.
Также, согласно п. 4.8.2.5. d) Документации о закупке, "По результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия вправе отклонить Предложения, которые поданы Участниками запроса предложений, не предоставившими обязательные документы, требуемые настоящей документацией (пункты 4.4.1.1 и 4.5.2.1), либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике или о предлагаемых им товарах". То есть, речь опять же идёт о праве, а не об обязательстве
Однако Комиссия считает данные доводы несостоятельными, поскольку:
Заказчиком - Филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о закупках и Положения в абзацах "f", "g" подпункта 4.5.2.1. Документации установлено, что участник запроса предложений должен включить в состав Предложения следующие документы подтверждающие его соответствие требованиям установленным Документацией:
"Справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом ФНС России, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений; справка может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (код по классификатору налоговой документации 1120101) (обязательное требование);
Соответственно, представленные ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" документы не соответствуют требованиям установленным абзацами "f", "g" подпункта 4.5.2.1. Документации, а именно условиям срока выдачи соответствующего документа.
Следовательно, заявка единственного участника закупки - ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" не соответствовала требованиям, установленным Документацией, поскольку не содержала необходимые документы, запрашиваемые закупочной комиссией.
Утверждение ПАО "МРСК Северо-Запада", которое представлено в возражениях от 24.06.2019 исх. N МР2/6/05-01-04/313 о закупке легковых автомобилей повышенной проходимости Chevrolet Niva путем запроса предложений, не соответствует действительности, поскольку указанная закупка осуществлена путем запроса цен.
При запросе цен подпунктом (з) пункта 8.1.9.4 Положения предусмотрено отклонение конкурсных заявок, которые, по мнению Закупочной комиссии, не соответствуют конкурсной документации. Подпунктом (с) пункта 4.8.2.4 Документации установлено, что по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия отклоняет предложения, которые поданы Участниками запроса цен, не представившими документы, требуемые настоящей документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об Участнике.
Следовательно, заявка единственного участника закупки - АО "Питер-Лада" не соответствовала требованиям, установленным Документацией, поскольку не содержала необходимые документы, запрашиваемые закупочной комиссией.
Письменных возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела N 053/01/17-257/2019, от ПАО "МРСК Северо-Запада" не поступало.
Исследовав материалы дела и оценив доводы ответчика, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Факты нарушения ПАО "МРСК Северо-Запада" требований антимонопольного законодательства, выразившиеся в создании преимущественных условий участникам - ООО "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" и АО "Питер-Лада", получивших статус единственных участников, с которыми заключены контракты на выполнение работ, являвшихся объектом закупки, как с единственным поставщиком, подтверждаются материалами дела.
Таким образом, в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с невозможностью устранения нарушения предписания не выдавать.
Председатель Комиссии В_..
Члены Комиссии М_.
И_.
Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 31 июля 2019 г. N 053/01/17-257/2019 (ключевые темы: запрос предложений - участники закупок - конкурсная документация - налогоплательщики, плательщики сборов - запрос котировок)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.08.2019