Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1598/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 25.01.2019 N 8), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Оренбург Водоканал",
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1598/18 "О проведении плановой выездной проверки Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов" проведена плановая выездная проверка в отношении Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент, орган регулирования) тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Оренбург Водоканал" (далее - регулируемая организация) на 2016-2018 годы.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Правила установления регулируемых тарифов (далее - Правила N 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746).
Тарифы для ООО "Оренбург Водоканал" установлены Департаментом по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент, орган регулирования) методом индексации на 2015-2019 годы.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 26 Правил N 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО "Оренбург Водоканал" за период с 2016 по 2018 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее - Экспертное заключение), инспекцией ФАС России установлено следующее.
1. Фонд оплаты труда.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования N 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы относятся к административным расходам.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования N 406 производственные, ремонтные и административные расходы входят в состав операционных расходов, которые, в свою очередь, в соответствии с пунктом 95 Методических указаний N 1746 при корректировке тарифов рассчитываются в соответствии с формулой (39), при этом при расчете величины операционных расходов, принимаемой к учету при корректировке тарифов, в качестве основы применяется базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 45 Методических указаний N 1746.
Согласно пункту 45 Методических указаний N 1746 операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний N 1746 (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя от 22.03.1999 N 66 (далее - Рекомендации N 66) утверждена нормативная численность работников административно-управленческого персонала (далее - АУП).
Департаментом при установлении тарифов на 2015-2019 гг. учтена численность работников АУП в размере 149 чел. (в части тарифа по водоснабжению 68 чел. и 81 чел. в части тарифа по водоотведению).
ФАС России в соответствии с Рекомендациями N 66 рассчитана численность АУП для ООО "Оренбург Водоканал" без учета увеличения протяженности обслуживаемых сетей водоснабжения на 93 км, водоотведения - на 95 км и получена численность 73,9 чел. и с учетом распределения по регулируемым видам деятельности в соответствии с долей основного производственного персонала 40,25 чел. в части тарифа по водоснабжению и 33,64 чел. в части тарифа по водоотведению, в том числе работники программного обеспечения и системного администрирования вычислительной техники, и работники охраны труда.
Также согласно статистическим данным по форме П-4 на декабрь 2013 года (в материалах тарифных дел представлены статистические данные только на декабрь, данные по каждому месяцу 2013-2015 гг. отсутствуют) фактическая численность составляет 1086 чел., при утвержденных органом регулирования 1295 чел. по обоим видам деятельности.
Таким образом, органу регулирования Оренбургской области необходимо пересчитать на 2015-2019 гг. расходы на фонд оплаты труда ООО "Оренбург Водоканал" на основании численности персонала исходя из фактической численности по форме П-4 за вычетом разницы персонала АУП, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями N 66, с учетом распределения по видам деятельности и не превышения средней заработной платы согласно данным Федеральной службы государственной статистики Оренбургской области по соответствующим видам деятельности, а также ежегодной индексацией операционных расходов.
2. Налог на прибыль.
В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования N 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования N 406 Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования N 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Соответственно, налог на прибыль учитывается в составе НВВ в размере 25% от нормативной прибыли за исключением расходов на социальные нужды.
В своих возражениях на акт проверки орган регулирования приводит довод, что при формировании тарифов на 2015 год департамент расчет налога на прибыль производил с учетом расчётной прибыли в составе нормативной прибыли, что не является нарушением методики расчёта тарифа, а связано с применением Департаментом действовавшего в период утверждения тарифа законодательства, которое предписывало указанный порядок учёта расчётной прибыли. Впоследствии данный порядок был изменён в части учёта расчётной предпринимательской прибыли, как самостоятельной статьи затрат в необходимой валовой выручке.
Расчёт и утверждение тарифов на 2015 год происходили в ноябре - декабре 2014 года, а именно, в период действия Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э в редакции от 27.12.2013), согласно которым предпринимательская прибыль не обособлялась в качестве отдельной статьи затрат, а указывалась в составе нормативной прибыли (пп. 4 п. 31), а именно прибыль, которая остается в распоряжении регулируемой организации, в размере не менее 3 процентов текущих расходов, обеспечивающая финансирование других расходов.
Однако, в Основах ценообразования N 406 в редакции от 03.06.2014 N 5, (начало действия редакции - 14.06.2014), которые имеют большую юридическую силу чем Методические указания N 1746, в пункте 78 Основ ценообразования N 406 из нормативной прибыли исключается перечень расходов, определенный Методическими указаниями N 1746 и редакцией от 26.06.2014 N 6 (начало действия редакции - 12.07.2014) добавляется пункт 78(1) Основ ценообразования N 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования N 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, где, как указано выше, в пункте 76 Основ ценообразования N 406 участвуют, в том числе, расходы на налог на прибыль.
Соответственно, включение расходов на налог на прибыль от расчетной предпринимательской прибыли противоречит законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; пункты 24, 52 и 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
2. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Оренбург Водоканал", а именно:
- провести анализ по статьям "Фонд оплаты труда" и "Социальные отчисления от фонда оплаты труда" за 2015-2019 годы с учетом мотивировочной части настоящего предписания и в случае выявления экономически необоснованных расходов исключить их из состава необходимой валовой выручки ООО "Оренбург Водоканал", утверждённой на 2019 год.
3. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения провести анализ по статье "Налог на прибыль" за 2015-2018 годы с учетом мотивировочной части настоящего предписания, исключив экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО "Оренбург Водоканал" при установлении тарифов на 2020 год.
4. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в тарифах на водоснабжение и водоотведение ООО "Оренбург Водоканал" пересчитать размер иных расходов в составе необходимой валовой выручки ООО "Оренбург Водоканал" за 2015-2019 годы, размер которых зависит, в том числе от расходов, перерасчет которых предусмотрен пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания.
5. В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведение и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для ООО "Оренбург Водоканал" 2019 года, утверждённых Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов на 2019 год с учётом требований, предусмотренных пунктами 2, 4 резолютивной части настоящего предписания.
6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертные заключения органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Оренбург Водоканал" на 2019-2020 годы, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
Временно исполняющий обязанности руководителя |
|
А.В. Доценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 30 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.07.2019