Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
А.М. Соловьёва - начальника отдела антимонопольного контроля торгов Московского УФАС России,
членов Комиссии:
А.А. Исрапилова - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
А.Д. Поляковой - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля тогов,
при участии представителей:
ПАО "ФСК ЕЭС": <...> (доверенность от <...> N <...>),<...> (доверенность от <...> N<...>)
в отсутствие представителей:
ГУП РХ УТИ (извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России от 22.07.2019 N ПО/36885/19),
рассмотрев жалобу ГУП РХ УТИ (далее - Заявитель) на действия ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по технической инвентаризации объектов для разукрупнения производственного электросетевого комплекса для нужд Хакасского ПМЭС (реестровый N 31908023530, далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в установлении неправомерных требований в Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Извещение о проведении Закупки опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.06.2019, датой окончания подачи заявок на участие в Закупке является 01.07.2019.
При этом жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 12.07.2019.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок
на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
На основании письма ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 жалоба на положения документации о Закупке, поданная лицом, не подавшим заявку на участие в Закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке подлежит оставлению без рассмотрения.
Исходя из текста поданной жалобы следует, что Заявитель фактически оспаривает именно положения закупочной документации со ссылкой на их несоответствие требованиям законодательства в части предъявления излишних требований к участникам Закупки, что гипотетически могло привести к ограничению их количества ввиду их нежелания принимать участие в Закупке на невыгодных для них условиях.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности сформировать и подать заявку на основании той информации, которая была размещена Заказчиком, Заявителем не представлено. При подаче жалобы Заявитель ограничился лишь утверждением о такой невозможности, обоснованным ссылкой на собственное нежелание участвовать в закупочной процедуре на установленных Заказчиком условиях.
Несогласие Заявителя с положениями Закупочной документации без подачи заявки на участие в Закупке и без какого-либо проявления действительной заинтересованности в участии в таких торгах не является основанием для рассмотрения поданной жалобы по существу в контексте части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при условии соблюдения Заказчиком требований, установленных к порядку размещения информации о проведении Закупки, порядку подачи заявок на участие в Закупке.
Возможность обращения с жалобой лица, не подававшего заявку на участие в Закупке определяется наличием у него действительного интереса к такой Закупке и законных прав, подлежащих государственной защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
Данный правовой подход нашел подтверждение в том числе и в судебной практике, а именно в деле A40-116605/2016.
В ходе рассмотрения документов и сведений, представленных на заседание Комиссии, установлено, что на участие в Закупке было подано семь заявок - от ООО "КрасЗемКом", ООО "Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ", ООО "Генеральный План", ООО "МФЦ "Бюро инвентаризации, оценки и межевания", ООО "КОКЦ", ООО "ДАРИНА", ООО "КОНТУР".
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке от 09.07.2019 Заявитель заявку не подавал.
Таким образом, жалоба поступила в нарушение сроков, предусмотренных частью 11 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов, а также доказательств соблюдения им сроков на подачу жалобы.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь письмом ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18, а также частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Оставить жалобу ГУП РХ УТИ (ИНН: 1901014917, ОГРН: 1021900519662) на действия ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336) при проведении Закупки без рассмотрения.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.07.2019 NПО/36885/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июля 2019 г. N 077/07/00-6024/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.08.2019