Резолютивная часть оглашена: "25" июля 2019 года г. Великий Новгород
В полном объёме изготовлено: "31" июля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
<_>- заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля;
Члены Комиссии
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления,
<_>- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления,
рассмотрев дело N 053/01/17-195/2019 по признакам нарушения МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "ГИМНАЗИЯ "ИСТОК" (место нахождения: ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 118, корп. 3, г. Великий Новгород, ИНН: 5321048606; ОГРН: 1025300816012) (далее - МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК", Гимназия) части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии на заседаниях Комиссии представителей МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК"
- <_>
- <_>
УСТАНОВИЛА:
Новгородским УФАС России в ходе осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства при проведении торгов установлены следующие обстоятельства.
26.04.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 31907825616 о проведении запроса предложений в электронной форме на 1-й этап капитального ремонта здания МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК" (далее - Запрос предложений).
Заказчиком выступало МАОУ "ГИМНАЗИЯ "ИСТОК".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 32 343 696 ,00 руб. 00 коп.
Документация по проведению Запроса предложений опубликована в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/documents.html?re gNumber=31907825616 (далее - Документация по Запросу предложений).
Закупка проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о закупках МАОУ ГИМНАЗИЯ "ИСТОК", Документацией по проведению запроса предложений.
В связи с обнаружением признаков нарушения части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, приказом Новгородского УФАС России от 29.05.2019 N 64/2019 было возбуждено дело N 053/01/17-195/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 ст. 45, частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, откладывалось в связи с принятием заключения об обстоятельствах (определение об отложении дела от 25.06.2019).
Данные анализа состояния конкуренции на торгах.
В соответствии с частью 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утверждён Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка, настоящий порядок используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.
Согласно пункту 10.9 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции);
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах).
Таким образом, по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проводится в усеченном виде, и включает три вышеуказанные составляющие.
Управлением проведён анализ и составлен краткий отчёт (обзор) состояния конкуренции на рассмотренном Запросе предложений.
Согласно Разъяснениям ФАС России N 17 "Об отдельных вопросах анализа состоянии конкуренции" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 10.04.2019 N 3), при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства при организации и проведении торгов временной интервал исследования состояния конкуренции включает период с момента опубликования извещения о проведении торгов, при организации и проведении которых имеются признаки нарушения (первых из проводимых торгов), до момента исполнения сторонами заключенных по результатам торгов сделок принятых на себя обязательств.
Согласно разделу 3 извещения и разделу 4 технического задания о проведении запроса предложений срок выполнения исполнения сделки, заключенной по результатам Запроса предложений, ограничен 30.09.2019.
В данной связи надлежит временным интервалом исследования надлежит считать временной период с 26.04.2019 по 30.09.2019.
Как следует из содержания Документации о запросе предложений предметом торгов является капитальный ремонт здания МАОУ "Гимназия Исток", расположенной по адресу: ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 118, корп.3, г. Великий Новгород, ОКПД 2 41.20.4 - Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).
В соответствии с протоколом подведения итогов по закупке от 16.05.2019, единственная заявка на участие было подана Обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОЕКТ" (ИНН 5321194004; ОГРН 1185321001249; ул. Нехинская, д. 57, оф. 63, Великий Новгород, 173021) (далее - ООО "СТРОЙПРОЕКТ"). Заявка данного участника была одобрена комиссией заказчика.
Из анализа состояния конкуренции на Запросе предложений установлено отсутствие конкуренции, единственным участником Запроса предложений стало ООО "СТРОЙПРОЕКТ".
Обстоятельства дела.
Согласно разделу 5 "Рассмотрение и оценка предложений и выбор победителя по результатам запроса предложений в электронной форме" Документации о Запросе предложений, предусмотрены следующие положения:
"5.1. Рассмотрение и оценка поступивших Предложений проводится Комиссией не позднее 5 (пяти) дней со дня окончания подачи Предложений и проходит в две стадии: стадию рассмотрения Предложений и стадию оценки и сопоставления Предложений.
5.2. В рамках стадии рассмотрения предложений участников Комиссия проверяет:
- правильность оформления предложений и их соответствие требованиям документации;
- соответствие предложений Техническому заданию Заказчика;
- соответствие участников, а также привлеченных ими соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора требованиям документации (если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации).
5.3. По результатам проведения рассмотрения предложений комиссия имеет право отклонить предложения, которые:
- не отвечают требованиям по оформлению и составу предложения;
- не отвечают требованиям документации;
- содержат предложения, по существу не отвечающие коммерческим или договорным требованиям документации;
- подавшие их участники, а также указанные в заявке соисполнители (субподрядчики, субпоставщики) в том случае, если заказчиком допускается привлечение участником процедуры закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора, не соответствуют требованиям документации (если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации)".
Таким образом, неправильное оформление либо неполный состав предложения участника Запроса предложений является основанием для отклонения заявки такого участника.
В составе Документации о Запросе предложений в ЕИССЗ Гимназией размещено Извещение о проведении Запроса предложений, содержащее требования к заявкам, критерии, подкритерии, показатели оценок заявок, иные положения по рассматриваемому Запросу предложений (далее - Извещение).
Согласно разделу 17 Извещения, устанавливающему критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, их содержание и значимость, Заказчиком установлены следующие критерии, подкритерии, показатели оценки:
"Совокупная значимость критериев оценки заявок составляет 100 (сто) процентов:
Цена договора (значимость критерия - 40%
Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений (значимость критерия - 60%).
1. Цена договора (значимость критерия - 40%)
Rai = (Amin/ Ai)*100*40%
где Amin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками размещения заказа, Ai - цена, предложенная i-м участником размещения заказа.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по критерию оценки "Цена договора" производится по предложенной в указанных заявках цене договора (Ai), сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений (значимость критерия - 60%)
Рейтинг Rci по данному критерию рассчитывается по формуле, где
Rci = (Ri/Rmах)*100*60%
Rmах - максимальное значение показателя по данному критерию среди всех участников
Ri - значение показателя участника.
Таблица N1 Сводная таблица
N п/п |
Наименование подкритерия |
Диапазон количества баллов |
1. |
Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ |
от 0 до 30 |
2. |
Степень надежности организации, положительные отзывы выполненных работ |
от 0 до 30 |
3. |
Наличие трудовых ресурсов |
от 0 до 10 |
4. |
Наличие материальных - технической базы для оказания услуг |
от 0 до 30 |
ИТОГО: |
100 |
Таблица N2
N п/п |
Показатели по критерию "квалификация участника" |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия |
1. |
Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ |
||
1.1. |
Объем оказанных услуг (выполненных работ) аналогичных предмету закупки: количество договоров за период с 01.03.2016 г. по 01.03.2019 г. (в штуках) |
30 баллов |
|
1.1.1. |
За период с 01.03.2016 г. по 01.03.2019 г. (участник заполняет форму N3. При оценке и сопоставлении заявок Заказчик вправе запросить копии договоров в соответствии с вышеуказанной формой) |
от 0 до 10 баллов |
|
нет |
0 баллов |
||
от 1 до 5 договоров |
5 баллов |
||
от 5 и более договоров |
10 баллов |
||
1.1.2 |
За период с 01.03.2016 г. по 01.03.2019 г. (участник заполняет форму N3. При оценке и сопоставлении заявок Заказчик вправе запросить копии договоров в соответствии с вышеуказанной формой) |
от 0 до 10 баллов |
|
нет |
0 баллов |
||
от 1 до 5 договоров |
5 баллов |
||
от 5 и более договоров |
10 баллов |
||
1.1.3 |
За период с 01.03.2016 г. по 01.03.2019 г. (участник заполняет форму N3. При оценке и сопоставлении заявок Заказчик вправе запросить копии договоров в соответствии с вышеуказанной формой) |
от 0 до 10 баллов |
|
|
нет |
0 баллов |
|
|
от 1 до 5 договоров |
5 баллов |
|
|
от 5 и более договоров |
10 баллов |
|
2. |
Степень надежности организации, положительные отзывы выполненных работ |
30 баллов |
|
2.1 |
Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации (лет) (участник подтверждает копией Свидетельства о государственной регистрации Юридического лица) |
от 0 до 15 баллов |
|
до 1 года |
0 баллов |
||
от 1 до 3 лет |
5 баллов |
||
от 3 до 5 лет |
10 баллов |
||
более 5 лет |
15 баллов |
||
2.2 |
Положительные отзывы выполненных работ, а так же портфолио организации (участник подтверждает копиями положительных отзывов о выполненных работах на фирменном бланке заказчиков, заверенных соответствующим образом, 1 отзыв - 1 балл) |
от 0 до 15 баллов |
|
|
от 1 до 10 отзывов |
1отзыв -1 балл |
|
|
Наличие портфолио |
5 баллов |
|
3.
|
Наличие трудовых ресурсов |
||
3.1. |
Специалисты (участник предоставляет копию выписки из штатного расписания и копии трудовых книжек работников, заверенных соответствующим образом) |
от 0 до 10 баллов |
10 баллов |
нет |
0 баллов |
||
выписка из штатного расписания |
5 баллов |
||
копии трудовых книжек работников, заверенных соответствующим образом |
5 баллов |
||
4. |
Наличие материальных - технической базы для оказания услуг |
||
4.1. |
Наличие в собственности автотранспорта (участник прикладывает копию ПТС, или свидетельство о регистрации ТС) |
от 0 до 15 баллов |
20 баллов |
нет |
0 баллов |
||
да |
1 ПТС - 3 балла (макс. 15 баллов) |
||
4.2 |
Наличие в собственности производственного и иного оборудования, необходимого для производства работ (участник прикладывает копии паспорта оборудования) |
от 0 до 5 баллов |
|
|
нет |
0 баллов |
|
|
да |
5 баллов |
|
5. |
Предоставление дополнительных гарантий на работы, материалы |
||
5.1. |
предоставление дополнительных гарантий на работы, 1 год - 1 бал |
от 0 до 5 баллов |
10 баллов |
5.2. |
предоставление дополнительных гарантий на материалы, 1 год - 1 бал |
от 0 до 5 баллов |
|
_"
Проанализировав содержание требований к участникам Запроса предложений, критериев, подкритериев и показателей оценки заявок участников, а также иные положения Извещения, Комиссия установила следующие обстоятельства.
1. Требование к заявке участника о представлении в её составе "справки об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды/ бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчётный период".
В соответствии с пунктом 16 Извещения о Запросе предложений, в составе заявки участник должен представить: справку об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой не должен превышать двадцать пять процентов балансовой стоимости активов или бухгалтерскую отчетность за последний завершенный отчетный период (предоставить справку из налоговой действительную на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (если срок действия в справке не указан, справка считается действительной в течение 30 (тридцати) дней от даты выдачи).
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучёте).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о бухучете, бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 13 вышеуказанного закона, экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии с частью 4 вышеуказанной статьи, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
Статьей 15 Закона о бухучёте установлено, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.
В силу части 5 вышеуказанной статьи, первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
Таким образом, с даты государственной регистрации юридическое лицо, по общему правилу не имеет промежуточных отчетных периодов, и соответственно, не сдаёт и не имеет бухгалтерской отчётности.
Следовательно, представление бухгалтерской отчетности невозможно для юридических лиц, отчетный период для которых будет с даты регистрации юридического лица в 2019 году до 31.12.2019.
Требованиями аукционной документации также предусмотрена возможность представления справки из налогового органа об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.
Форма и содержание вышеуказанной справки установлена приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" (вместе с "Порядком заполнения формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов") (далее - приказ ФНС от 20.01.2017).
Порядок предоставления вышеуказанной справки из налогового органа предусмотрен административным регламентом ФНС России.
Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утверждён административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Регламент N 99н).
Согласно п. 161 Регламента N 99н, основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с письменным запросом о представлении справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (далее - справка) в инспекцию ФНС России по месту его учета.
В соответствии с пунктом 163 Регламента N 99н, справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
Согласно пункту 177 Регламента N 99н, справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего запроса по ТКС (телекоммуникационной сети).
Учитывая, что датой размещения документации является 26.04.2019, до даты окончания приёма заявок 14.05.2019 количество рабочих дней на получение справки не превышает семи.
Таким образом, потенциальные участники Запроса предложений могли быть лишены возможности получить данную справку для подачи в составе предложения, даже при ознакомлении с извещением в первый же день его публикации и принятии всех зависящих от него мер (обращение в ФНС РФ).
При таких обстоятельствах необходимо констатировать установление Заказчиком невыполнимых требований к участникам закупки, которые не имеют бухгалтерской отчетности.
Более того, согласно Документации о запросе предложений, требуется представить справку об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой не должен превышать двадцать пять процентов балансовой стоимости активов.
В то же время, анализируя положение Регламента N 99н, надлежит констатировать, что справка, выдаваемая налоговым органом, не содержит сведений об объёме задолженности по налогам и сборам.
Так, в соответствии с пунктом 167 Регламента N 99н, при формировании справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах" делается в случае отсутствия по данным инспекций ФНС России по состоянию на дату, указанную в письменном запросе, недоимки, начисленных, но не уплаченных заявителем пеней, штрафов, процентов, за исключением сумм:
1) на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.
В случае, если в письменном запросе о представлении справки не указана дата, по состоянию на которую формируется справка, или указана будущая дата, справка формируется на дату регистрации этого запроса в инспекции ФНС России.
Согласно пункту 168 Регламента N 99н, при наличии на дату, по состоянию на которую формируется справка, недоимки, начисленных, но не уплаченных заявителем пеней, штрафов, процентов, за исключением сумм, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 167 настоящего Административного регламента, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах".
В подобном случае, субъекту, имеющему задолженность менее 25 % балансовой стоимости активов налоговым органом в любом случае будет выдана справка о "наличии задолженности", что не соответствует формулировке "справка об отсутствии задолженности", установленной Заказчиком.
При таких обстоятельствах, требуемые Заказчиком к представлению документы не только выдаются налоговыми органами более длительное время, чем установлено на подачу заявки, а более того, сами по себе, без представления иных документов, не позволяют объективно оценить соответствие участников закупки установленному Заказчиком критерию допуска к процедуре закупки.
Кроме того, ни приказом ФНС от 20.01.2017, устанавливающим форму и содержание предоставляемой справки, ни Регламентом N 99н, устанавливающим порядок её выдачи, не предусмотрено указание в справке даты её выдачи. Отсутствие даты выдачи в соответствующих справках об отсутствии задолженности подтверждается и представленной единственным участником Запроса предложений справкой, согласно которой Общество не имеет задолженности по состоянию на 06.05.2019. При этом каких-либо сведений о дате выдачи данный документ не содержит. В требуемой справке указывается лишь дата, по состоянию на которую она формируется. Формулировка, использованная Гимназией о требовании предоставления справки "действительной на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (если срок действия в справке не указан, справка считается действительной в течение 30 (тридцати) дней от даты выдачи)", фактически является неизмеримым, поскольку установить дату выдачи справки, и, соответственно, её действительность/недействительность по критерию, установленному Гимназией, исходя из содержания данного документа, невозможно.
2. Требование к заявке участника о представлении в её составе "свидетельства о государственной регистрации юридического лица".
В соответствии с пунктом 8 раздела 16 Извещения участник запроса предложений должен подготовить предложение, включающее, копии свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет участника закупки (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
В то же время, необходимо отметить следующее.
Форма и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей утверждена Приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ (далее - Приказ от 12.09.16).
В соответствии с Пунктом 1 Приказа от 12.09.16, утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в:
Единый государственный реестр юридических лиц - форма N Р50007 "Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - форма N Р60009 "Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 3 Приказа от 12.09.16, данный приказ вступил в силу с 01.01.2017. С 01.01.2017 налоговыми органами не выдаются свидетельства о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), их заменяют листы записи ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Таким образом, учитывая, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные после 01.01.2017 не получают свидетельство о государственной регистрации, данные лица лишены представить соответствующие документы в составе своего предложения, и, следовательно, заявки таковых участников не могут отвечать требованиям Извещения по оформлению и составу предложения.
При таких обстоятельствах необходимо констатировать установление Заказчиком невыполнимых требований к участникам закупки, которые зарегистрированы после 01.01.2017.
3. Требование к заявке участника о представлении в её составе "сертификатов на допуск к видам работ".
Согласно пункту 16 Раздела 16 Извещения, в составе ценовой заявки участник должен приложить копии сертификатов соответствия выполняемым видам работ у работников (Допуск к видам работ). Заказчиком не регламентировано какие сертификаты, на допуск к каким видам работ необходимо приложить участнику запроса предложений.
Отсутствие регламентации оценки может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.
4. Подкритерий оценки заявок на участие в запросе предложений "Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений".
Подпункты 1.1.1 - 1.1.3 Раздела 17 Извещения полностью дублируют друг друга, при этом по данным подпунктам предполагается наличие максимального балла - 10 (при наличии более 5 договоров, заключенных в период с 01.03.2016 по 01.03.2019), в то время как согласно подпункту 1.1 максимальная сумма баллов максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия является единым и составляет 30 баллов.
Документация о Запросе предложений в данной части имеет противоречия, что нарушает принцип информационной открытости закупки, установленный законом.
Согласно пункту 5 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) (далее - Обзор ВС РФ от 16.05.2018), информационное обеспечение закупки предусматривает необходимость предоставления доступа к документации о закупке, содержащей с достаточной степенью детализации порядок и критерии оценки, сопоставления заявок.
В противоречие вышеуказанному требованию, рассматриваемая документация не содержала надлежащим образом оформленных критериев оценки, имеющиеся критерии оценки не были установлены однозначно и вводят потенциальных участников закупки в заблуждение.
5. Показатель "Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации (лет)" подкритерия "Степень надежности организации, положительные отзывы выполненных работ" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений".
Согласно пункту 2 раздела 17 Извещения, показатель "Степень надежности организации, положительные отзывы выполненных работ" срок существования юридического лица требуется подтвердить свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Как указывалось, выше (по пункту 2), с 01.01.2017 свидетельства о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) не выдаются, их заменяют листы записи ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Таким образом, учитывая, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные после 01.01.2017 не получают свидетельство о государственной регистрации, данные лица будут лишены возможности представить соответствующие документы в составе своего предложения, и, следовательно, заявки таковых участников не смогут получить баллы по данному показателю.
Кроме того, не могут получить баллов по данному показателю и индивидуальные предприниматели, не являющиеся юридическими лицами и получавшие ранее (до 01.01.2017) свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, то есть иной документ.
6. Подкритерий оценки заявок на участие в запросе предложений "Наличие трудовых ресурсов" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений":
Согласно пункту 3 раздела 17 Извещения, показатель "наличие трудовых ресурсов", предусматривает начисление баллов за предоставление выписки из штатного расписания и копий трудовых книжек работников, при этом Заказчиком не указываются ни количественные характеристики "специалистов", ни требования к их образованию, профессиональным навыкам, которые могли бы свидетельствовать о возможности участника наилучшим образом исполнить договорные обязательства. При этом Заказником игнорируется возможность работы специалистов в организации по гражданско-правовым договорам.
7. Подкритерий оценки заявок "Наличие материально-технической базы для оказания услуг" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений":
Согласно пункту 4.1 раздела 17 Извещения, показатель "Наличие материальных - технической базы для оказания услуг" предусматривает начисление баллов за под показатель наличие в собственности автотранспорта (участник прикладывает копию ПТС, или свидетельство о регистрации ТС), 1 ПТС - 3 балла (макс. 15 баллов).
При этом, Заказчиком не раскрывается содержание понятия "транспортное средство", а в соответствии с определением данного понятия, содержащегося в пункте 1.2 Правил дорожного движения (утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) "Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Данному понятию будут соответствовать, в том числе и легковые автомобили, мотоциклы, иные транспортные средства, фактически неспособные в силу их функционального назначения принимать участие в исполнении планируемого к заключению договора. При таких обстоятельствах сформулированный Заказчиком критерий оценки не позволяет выявить заказчика, наилучшим образом способного выполнить условия технического задания Заказчика. Помимо изложенного, Заказчиком игнорируется и возможность наличия "транспортных средств" не в собственности, а на ином законном праве.
Пункт 4.2 раздела 17 предусматривает начисление баллов за наличие в собственности производственного и иного оборудования, необходимого для производства работ (участник прикладывает копии паспорта оборудования). Заказчиком не определено, какое оборудование будет использоваться в процессе выполнения работ. При этом, Заказчиком игнорируется возможность наличия оборудования не в собственности, а на ином законном праве.
При этом, Заказчиком игнорируется возможность наличия автотранспорта не в собственности, а на ином законном праве.
Пункт 4.2 раздела 17 предусматривает начисление баллов за наличие в собственности производственного и иного оборудования, необходимого для производства работ (участник прикладывает копии паспорта оборудования).
Заказчиком не определено, какое оборудование будет использоваться в процессе выполнения работ. При этом, Заказчиком игнорируется возможность наличия оборудования не в собственности, а на ином законном праве.
8. Положение документации "Способы защиты добросовестной конкуренции" (раздел 22 Извещения).
Раздел 22 Извещения устанавливает "Способы защиты добросовестной конкуренции".
При этом, Положение о закупке МАОУ "ГИМНАЗИЯ "ИСТОК" не содержит возможности установления таковых требований.
Заказчиком установлены следующие требования:
"22.1. При представлении заявки участником, содержащей предложение о цене договора на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан представить структуру предлагаемой цены, экономическое обоснование такой цены и информацию, подтверждающую добросовестность участника. При этом Заказчик обязан в сроки, предусмотренные процедурами закупок, провести анализ всей информации, предоставленной участником в заявке. Комиссия вправе отклонить заявку, поданную участником на участие в процедуре закупки, если у Комиссии имеются обоснованные сомнения в способности участника процедур закупок исполнить договор на предложенных им условиях.
22.2. В экономическое обоснование ценового предложения, которое заявил участник должно входить: виды товаров, работ (услуг), которые являются составляющими предметами закупки, нормативы затрат по ряду работ; расходы на заработную плату сотрудников, разряд, квалификация, количество персонала, время исполнения и стоимость чел./час, часовые тарифные ставки, транспортные и иные накладные расходы (указать какие), налоги, отчисляющие в налоговый фонд (указать какие), налоговые льготы (если они есть), прибыль организации при снижении цены договора, НДС 18% и иные параметры по усмотрению Комиссии.
Расчет предлагаемой цены договора составляется на фирменном бланке участника в произвольной форме, подписывается руководителем и главным бухгалтером и скрепляется печатью юридического лица.
22.3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре договоров и подтверждающая исполнение таким участником в течении одного года до даты подачи заявки на участие в закупках, не менее
двух договоров (при этом все договора должны быть исполнены без применения к такому- участнику неустоек (штрафов, пеней) заключенных по результатам конкурентных закупок. В этих случаях цена одного из договоров должна составлять от двадцати процентов до восьмидесяти процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить договор.
22.4. В случае проведения конкурентных процедур информация, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в процедурах. Комиссия отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку.
22.5. Если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении запроса предложений."
В Документации не определен порядок рассмотрения закупочной комиссией Организатора торгов структуры цены договора и обоснования цены договора, представленными участниками Закупки, предложившими цену договора на 25% (двадцать пять процентов) ниже, чем начальная (максимальная) цена договора, установленная в Документации, что является нарушением п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и принципа информационной открытости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Отсутствие такого порядка может привести к злоупотреблениям со стороны Организатора торгов, поскольку отклонение заявок участников, предложивших "заниженную цену договора" может быть основано на субъективном усмотрении членов закупочной комиссии Организатора торгов. Более того, порядок оценки структуры цены договора и обоснования цены договора, представленных участниками, предложившими цену договора на 25% (двадцать пять процентов) ниже, чем начальная (максимальная) цена Закупки, являются необходимыми для участников Закупки, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и Организатора закупки при подведении итогов.
Отсутствие регламентации оценки может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 17.06.16 N 309-КГ16-6141 по делу N А60-27171/2015
Кроме того, требования Заказчика ограничивают цену контракта, подтверждающего добросовестность намерения участника 80 % от цены его предложения по рассматриваемому Запросу, что нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах, Комиссией заказчика должна быть отклонена заявка участника, добросовестно способного исполнить условия контракта, имеющего соответствующий опыт выполнения аналогичных работ по договорам стоимостью свыше 80% от предложенной им цены выполнения работ (например, при опыте выполнения 10 контрактов, аналогичных по стоимости его коммерческому предложению), как недостоверная (неполная, несоответствующая) относительно пункта 22.3 Извещения, ввиду превышения 80% барьера его ценового предложения по рассматриваемому Запросу предложений.
Данные требования ограничивают возможности добросовестной ценовой конкуренции между участниками Запроса предложений.
Позиция лиц, участвующих в деле.
Согласно письменным пояснениям МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК" Учреждение провело анализ по обстоятельствам, явившимся основанием для возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, и в последующем обязуется не допускать подобные нарушения. Возражений МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК" не представлено.
В ходе заседания Комиссии представитель МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК" пояснил, что рассмотренные положения, внесённые в документацию, вносились не умышленно, а по незнанию. На этапе оценки заявок участников предполагалось оценивать заявки, учитывая то, что одни документы, установленные документацией, в случае их отсутствия у участника, могут быть заменены равнозначными, имеющимися у него документами.
В последующем планируется также осуществление закупок ремонтных работ, более крупных по стоимости, так как ремонт в Гимназии исполнением действующего договора в полной мере окончен не будет, здание требует дополнительных ремонтных работ. Выявленные Управлением нарушения не оспариваются, при формировании документаций по закупкам в последующем Гимназия учтёт указанные обстоятельства.
В ходе рассмотрения дела Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела от 26.06.2019. В соответствии с частью 4 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции, копия заключения была направлена в адрес МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК". После ознакомления с заключением Гимназией каких-либо возражений не представлено.
Законы и иные нормативные акты, которыми руководствовалась Комиссия.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В том числе, согласно пункту 2 части 1 вышеуказанной статьи, запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ст. 4 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Согласно пункту 5 Обзора ВС РФ от 16.05.2018, информационное обеспечение закупки предусматривает необходимость предоставления доступа к документации о закупке, содержащей с достаточной степенью детализации порядок и критерии оценки, сопоставления заявок.
Согласно пункту 8 Обзора ВС РФ от 16.05.2018, установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.
Отсутствие регламентации оценки может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 17.06.16 N 309-КГ16-6141 по делу N А60-27171/2015.
Как установлено Комиссией, учитывая требования Извещения, Документация о Запросе предложений содержит следующие, нарушающие часть 1 статьи 17, в том числе пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требования к заявкам участников, подкритерии критериев оценки заявок, показатели подкритериев оценки заявок, положения документации (далее поименованы цифрами от 1 до 8), приводящие, в том виде в котором они сформулированы в Извещении, к следующим негативным последствиям/нарушениям (далее последствия/нарушения отмечены знаками "тире" под цифрой соответствующего им требования, подкритерия, показателя, положения):
1. Требование к заявке участника о представлении в её составе "справки об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды/ бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчётный период":
- предоставляет преимущества хозяйствующим субъектам, зарегистрированным до 2019 года и имеющим бухгалтерскую отчетность за предшествующий период, которую можно представить вместо справки из налогового органа;
- к юридическим лицам, не имевшим справки из налогового органа об отсутствии задолженности на дату публикации - предъявляет неисполнимые требования, учитывая, что срок её получения превышает срок подачи заявок на участие в Запросе предложений;
- фактически предъявляет требования об отсутствии любой задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, даже не превышающей 25 % балансовой стоимости активов, так как справка налогового органа не содержит сведений о размере задолженности, а имеет сведения лишь о факте наличия либо отсутствия таковой, следовательно, представить "справку об отсутствии задолженности" может лишь лицо, полностью не имеющее соответствующей задолженности;
- устанавливает неизмеримые требования к участникам в части невозможности установления "даты выдачи справки".
2. Требование к заявке участника о представлении в её составе "свидетельства о государственной регистрации юридического лица":
- предоставляет преимущественные условия хозяйствующим субъектам, зарегистрированным до 01.01.2017, и имеющим соответствующий документ;
- в отношении иных участников предъявляет невыполнимые требования по причине того, что вышеуказанные свидетельства с 01.01.2017 не выдаются.
3. Требование к заявке участника о представлении в её составе "сертификатов на допуск к видам работ":
- нарушает принцип информационной открытости закупки - заказчиком не определено, какие "сертификаты на допуск к видам работ" требуются для выполнения работ; может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
4. Подкритерий оценки заявок на участие в запросе предложений "Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений":
- нарушает принцип информационной открытости закупки;
- не содержит регламентации оценки заявок, что может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
5. Показатель "Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации (лет)" подкритерия "Степень надежности организации, положительные отзывы выполненных работ" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений":
- предоставляет преимущественные условия хозяйствующим субъектам, зарегистрированным до 01.01.2017, и имеющим соответствующий документ, требуемый документацией для удостоверения даты регистрации.
6. Подкритерий оценки заявок на участие в запросе предложений "Наличие трудовых ресурсов" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений":
- предоставляет преимущественные условия хозяйствующим субъектам, имеющим соответствующих специалистов в штате и игнорирует возможность работы специалистов в организации по гражданско-правовым договорам;
- нарушает принцип информационной открытости закупки - заказчиком не определено, какие "специалисты" требуются для выполнения работ; может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
7. Подкритерий "Наличие материально-технической базы для оказания услуг" критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника запроса предложений":
- в изложенном виде носит необъективный характер - предоставляет преимущественные условия хозяйствующим субъектам, имеющим в собственности большое количество транспортных средств, например, легковых автомобилей, мотоциклов, что не свидетельствует о способности такого участника лучшим образом исполнить контракт;
- предоставляет преимущества хозяйствующим субъектам, имеющим транспортные средства в собственности, игнорирует возможность наличия ТС в организации на ином законном праве;
- нарушает принцип информационной открытости закупки - заказчиком не определено, какое оборудование будет использоваться в процессе выполнения работ; может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
8. Положение документации "Способы защиты добросовестной конкуренции" (раздел 22 Извещения):
- нарушает принцип информационной открытости закупки;
- отсутствует регламентация оценки, что может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки, что противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- предоставляет преимущества хозяйствующим субъектам, имеющим выполненные договоры, со стоимостью от 20% до 80% их предложения, и ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, способных исполнить контракт, но имеющим опыт выполнения более крупных по стоимости договоров.
Согласно пункту 18 Обзора ВС РФ от 16.05.2018, несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать и о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая множественность и способность вышеуказанных требований, подкритериев, показателей, положений, закреплённых в Документации о Запросе предложений, создать преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика - МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК", утвердившего Документацию о Запросе предложений, нарушения части 1 статьи 17, в том числе пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая, что МАОУ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК", как было заявлено на заседании Комиссии представителем Гимназии, в дальнейшем планируется закупка аналогичных товаров, работ, услуг, а именно - работ по проведению второго этапа капитального ремонта здания гимназии, Комиссия полагает необходимым выдать Гимназии предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ "ИСТОК" (место нахождения: ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 118, корп. 3, г. Великий Новгород, ИНН: 5321048606; ОГРН: 1025300816012) нарушившим часть 1 статьи 17, в том числе пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУНИЦИПАЛЬНОМУ АВТОНОМНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ГИМНАЗИЯ "ИСТОК" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 31 июля 2019 г. N 053/01/17-195/2019 (ключевые темы: запрос предложений - участники закупок - конкуренция - качество услуг - дискриминация)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.07.2019