Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
в присутствии представителей:
от ООО "ТПК ПРОМЛАЙН": "..." по доверенности от 12.04.2019 N 1;
от АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ": "..." по доверенности от 27.11.2018
N 97-07-629;
от ООО "ИНТЕР РАО-ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ": "..." по доверенности от 09.01.2019 N ДО/19/23;
рассмотрев жалобу ООО "ТПК ПРОМЛАЙН" (далее - Заявитель) на действия
АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" (далее - Заказчик), ООО "ИНТЕР РАО-ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ" (далее - Организатор торгов) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вспомогательных средств для нужд АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" (реестровый N 31907407797) (далее - Запрос предложений),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Организатора торгов при проведении Запроса предложений.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Организатора торгов при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Запросе предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно протоколу N 15244/2 заседания Закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в Запросе предложений от 27.03.2019 участнику
ООО "ТПК ПРОМЛАЙН" (порядковый номер заявки 2) отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре в связи с тем, что представленная в составе заявки справка о цепочке собственников не соответствует утвержденной Форме N 22
(пункт 10.22.1 Закупочной документации), поскольку нет типового текста под таблицей.
На заседании Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 4.13.6 Закупочной документации Закупочная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку вторых частей заявок на участие в закупке, участников закупки, на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанными в разделе 9 настоящей закупочной документации, и определяет перечень участников, допускаемых к дальнейшему участию в закупке.
Вторые части заявок на участие в закупке, участники закупки, должны полностью соответствовать каждому из установленных настоящей Закупочной документацией требований.
Участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке, в том числе в случае непредставления участником закупки справки о цепочке собственников (до конечных бенефициаров) и комплекта подтверждающих документов в отношении сведений, представленных в справке о цепочке собственников по форме и в соответствии с инструкциями, указанными в настоящей закупочной документации (не требуется предоставлять, если участник закупки является участником Программы партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства, а стоимость закупки не превышает 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей и нет изменений).
Заказчиком в Закупочной документации установлено, что справка о цепочке собственников представляется по установленной Форме N 22, приведенной ниже:
NN |
Наименование контрагента (ИНН, вид деятельности) |
Информация в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) |
||||||||||||
ИНН |
ОГРН |
Наименование |
Код ОКВЭД |
ФИО руководителя |
Серия и номер документа удостоверяющего личность руководителя |
N |
ИНН |
ОГРН |
Наименование/ ФИО |
Адрес регистрации |
Серия и номер документа удостоверяющего личность физического лица |
Руководитель/участник/бенефициар |
Информация о подтверждающих докумегнтах |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) гарантирует Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества), что сведения и документы в отношении всей цепочки собственников и руководителей, включая бенефициаров (в том числе конечных), передаваемые Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества) являются полными, точными и достоверными.
2.Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) настоящим выдает согласие и подтверждает получение им всех требуемых в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе о коммерческой тайне и о персональных данных) согласий всех упомянутых в сведениях, заинтересованных или причастных к сведениям лиц на обработку, а также на раскрытие Обществом (указать: Заказчиком/иное наименование Общества) полностью или частично представленных сведений компетентным органам государственной власти (в том числе, но, не ограничиваясь, Федеральной налоговой службе РФ, Минэнерго России, Росфинмониторингу, Правительству РФ) и последующую обработку сведений такими органами (далее - Раскрытие). Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) настоящим освобождает Общество (указать: Заказчика/иное наименование Общества) от любой ответственности в связи с Раскрытием, в том числе возмещает Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества) убытки, понесенные в связи с предъявлением Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества) претензий, исков и требований любыми третьими лицами, чьи права были или могли быть нарушены таким Раскрытием.
3.Для индивидуальных предпринимателей обязательными для заполнения являются столбцы 1-7 Формой по раскрытию информации.
4. Для физических лиц обязательными для заполнения являются столбцы 1,2,6,7 Формой по раскрытию информации.
После таблицы Заказчиком установлена Инструкция по заполнению такой справки, в том числе согласно пункту 10.22.2.1 Инструкции, форма изменению не подлежит. Все сведения и подтверждающие документы обязательны к представлению, в том числе по всем участникам - юридическим лицам, указанным в цепочке собственников.
Установлено, что в составе заявки участником ООО "ТПК ПРОМЛАЙН" была представлена справка о цепочке собственников компании, оформленная в соответствии с установленной Заказчиком Формой N 22.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия в процедуре правомерно, поскольку представленная справка о цепочке собственников не содержала типового текста под таблицей.
Между тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 3.9.3 Положения о закупках (далее также Положение) победитель закупки обязан раскрыть сведения в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с приложением соответствующих подтверждающих документов. Условия применения данного пункта, а также последствия его несоблюдения определяются Закупочной документацией и приложением N 1 к настоящему Положению. Если в результате Закупочной процедуры возникает не непосредственное право на заключение договора, а иное право, порядок его реализации должен быть указан в Закупочной документации максимально подробно.
Таким образом, Положение о закупках предусматривает раскрытие сведений в отношении всей цепочки собственников исключительно для участника, признанного по результатам проведения закупочной процедуры победителем.
В свою очередь, представление сведении\x{0306} о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно.
Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
Из вышеизложенного следует, что отклонение заявки Заявителя является следствием установления Заказчиком ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры, что не отвечает положениям пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о Закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в действиях Организатора торгов нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что по результатам проведения спорной закупочной процедуры Заказчиком 17.04.2019 был заключен договор N 876783.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Установлено, что итоговый протокол был опубликован Заказчиком в единой информационной системе - 03.04.2019.
Таким образом, Заказчик вправе заключить договор на следующий день после истечения предельного срока, отведенного на обжалование действий (бездействий) Заказчика, в настоящем случае истекавшего 15.04.2019.
При таких обстоятельствах Заказчик вправе заключить договор 16.04.2019.
Между тем, как установлено ранее, договор заключен Заказчиком 17.04.2019, т. е. с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписание о расторжении договора, заключенного без нарушения требований, установленных частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТПК ПРОМЛАЙН" (ОГРН: 5167746447292
ИНН: 7722385560) на действия АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН: 1057746557329
ИНН: 7736520080), ООО "ИНТЕР РАО-ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ"
(ОГРН: 1077759373768 ИНН: 7703642903) при проведении Запроса предложений обоснованной.
2. Установить в действиях АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Установить в действиях ООО "ИНТЕР РАО-ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
4. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, так как по итогам проведения Запроса предложений АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" 17.04.2019 заключен договор N 876783.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии "..."
члены Комиссии "..."
"..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 апреля 2019 г. N 077/07/00-2252/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.07.2019