Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2019 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Катричева Е.И., главный специалист -эксперт отдела контроля закупок управления Семенычева Е.К. с участием:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" (далее также - заявитель, ООО "Восточная угольная компания", общество) представителя не направил, о времени, дате и месте извещен надлежащим образом;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее - также уполномоченный орган) представителя по доверенности Волковой Л.Ю.,
от заказчика - государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области "Багряниковская школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заказчик, ГОУ ЯО "Багряниковская школа -интернат") представителя по доверенности Сачковой И.А.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку каменного угля для отопительного сезона 2019-2020 гг (извещение N 0171200001919001037) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным соответствующим приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку каменного угля для отопительного сезона 2019-2020 гг. (извещение N 0171200001919001037) .
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены решением аукционной комиссии уполномоченного органа об отказе в допуске к участию в рассматриваемом аукционе на право заключения контракта на поставку каменного угля для отопительного сезона 2019-2020 гг. в связи с непредоставлением обществом при описании сведений о функциональных характеристиках, технических и качественных характеристиках товара "Уголь" применительно к показателю "Обогащение" информации о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в отношении показателя "Наименование класса" указано значение, несоответствующее требованиям аукционной документации, в связи с чем, как указывает заявитель, допущено нарушение положений части 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей одним из принципов гражданского законодательства запрет на извлечение преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.
С учетом вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Представитель заказчика позицию уполномоченного органа поддержал.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 28.06.2019 размещено извещение N 0171200001919001037 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку каменного угля для отопительного сезона 2019-2020 гг вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ; пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии); информация, предусмотренная подпунктом 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка каменного угля для отопительного сезона 2019-2020 гг .
Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (содержание которого оформлено в таблицу):
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара |
|
Показатель |
Значение показателя |
|||
Уголь |
тонна |
600 |
Вид |
каменный |
Обогащение |
да |
|||
Марка |
Длиннопламенный |
|||
Наименование класса |
плитный |
Пунктом 19 раздела I "Информационная карта" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в совместном аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которому первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), при этом участник закупки предоставляет конкретные показатели товара в соответствии с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, указанным в разделе 2 "Описание объекта закупки"; при этом при заполнении заявки участником закупки столбец "Показатель" изменению не подлежит.
Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как "информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ" и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно описанию объекта закупки (раздел 2 аукционной документации) одним из требований к характеристикам товара заказчиком установлено требование к значению показателя "Обогащение", выразившееся в наличии последнего.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара | |
Показатель |
Значение показателя |
Вид |
каменный |
Обогащение |
да |
Требования к показателю "Обогащение" товара "Каменный уголь" установлены заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования", введенного в действие соответствующим приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2019-ст (далее - ГОСТ 32464-2013).
Согласно разделу 1 ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрациты. Общие технические требования" настоящий стандарт распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки (далее - угольная продукция) и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция.
При этом согласно пункту 3.3 ГОСТ 32464-2013 показатели качества (зольность, массовая доля общей серы, массовая доля хлора, массовая доля мышьяка), характеризующие безопасность угольной продукции, приведены в таблице 1 указанного ГОСТа, согласно которой установлены нормы для соответствующих показателей для обогащенного угля, необогащенного рассортированного угля, рядового угля.
Таким образом, из содержания приведенного ГОСТа следует, что в последнем установлены требованиям как минимум к трем разновидностям угля.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что указание обществом в составе первой части рассматриваемого аукциона в соответствующей графе "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" значение для показателя "Обогащение" на ссылку о соответствии ГОСТу 32464-2013 требуемого к поставке товара не является достаточным и, следовательно, не соответствует требованиям, установленным аукционной документацией.
Согласно описанию объекта закупки (раздел 2 аукционной документации) заказчиком определено единственное требование применимо к значению показателя "наименование класса" - плитный:
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара | |
Показатель |
Значение показателя |
Вид |
каменный |
Наименование класса |
плитный |
Требования к показателю "Наименование класса" товара "Каменный уголь" установлены заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с ГОСТ 19242-73 "Угли бурые, каменные и антрацит, Классификация углей по размеру кусков", утвержденного соответствующим постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.10.73 N 2613 (далее - ГОСТ 19242-73).
При этом заказчик в качестве обоснования установленных требований отмечает, что данные качественные характеристики сформированы исходя из технических требований применяемого котельного оборудования; уголь помещается в котел на колосники, имеющие ячейки определенного размера, обеспечивающие горение угля; чтобы не допустить провала угля в ячейки, фракция угля должна быть не ниже класса "плитный".
В соответствии с пунктом 1 ГОСТа 19242-73 приведена классификация бурых, каменных углей и антрацитов по размеру кусков (в таблице), исходя из содержания которого "Плитный" и "Крупный" каменный уголь относятся к самостоятельным разновидностям класса угля, в том числе каменного.
Наименование класса |
Условное обозначение |
Размер кусков, мм |
Плитный |
П |
100-200 (300) |
Крупный |
К |
50-100 |
Орех |
О |
25-50 |
Мелкий |
М |
13-25 |
Семечко |
С |
6-13 |
Штыб |
Ш |
0-6 |
Рядовой |
Р |
0-200 (300) |
Как установлено на заседании Комиссии, участником закупки ООО "Восточная угольная компания" в составе первой части представлена таблица в соответствующей графе "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" значение для показателя "Наименование класса" обществом указано следующее:
класс крупности "ПК (Плитный, крупный);
размер кусков (фракция): 50-200),
ссылка о соответствии ГОСТу 19242-73,
что, в свою очередь, не соответствует требованиям, установленным аукционной документацией, поскольку к поставке, исходя из вышеизложенного, участником закупки предлагается товар, классовой принадлежности, отличной от установленных заказчиком в аукционной документации требований.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
18.07.2019 в ЕИС опубликован Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001919001037, согласно которому в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией участнику (порядковый N 21253) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
1. На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ:
- непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе).
Согласно требованиям п. 19 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе и приложения N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе участник закупки предоставляет конкретные показатели товара, в соответствии с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара. При этом участником аукциона значение показателя "Обогащение" не представлено.
2. На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ и пункта 19 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе:
- несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 19 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе участник закупки предоставляет конкретные показатели товара в соответствии с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, указанным в разделе 2 "Описание объекта закупки". При этом при заполнении заявки участником закупки столбец "Показатель" изменению не подлежит. Участником закупки данное требование для показателя "Наименование класса" не соблюдено.
Таким образом, аукционной комиссией уполномоченного органа на основании имеющихся в ее распоряжении документов и сведений правомерно принято решение об отказе в допуске ООО "Восточная угольная компания".
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная угольная компания" (ИНН 5836685317, ОГРН 1185835000108) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку каменного угля для отопительного сезона 2019-2020 гг (извещение N 0171200001919001037) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Лебедева С.Н.
Члены Комиссии Катричева Е.И.
Семенычева Е.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июля 2019 г. N 076/06/67-360/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.07.2019