по результатам рассмотрения жалобы ООО "Фортесс" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
23.07.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Фортесс" от 15.07.2019 N 1203, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС от 16.07.2019 N 78/23496/19, на действия (бездействие) заказчика ГУП "Петербургский метрополитен" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции производственной базы электродепо "Дачное" Петербургского метрополитена (извещение N 31907964579) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Фортесс" (далее - Заявитель) от 15.07.2019 N 1203, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС от 16.07.2019 N 78/23496/19, на действия (бездействие) заказчика ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции производственной базы электродепо "Дачное" Петербургского метрополитена (извещение N 31907964579) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Петербургский метрополитен", (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 06.06.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 4 443 356 751, 77 рубль;
Дата окончания подачи заявок - 05.07.2019;
Дата рассмотрения заявок - 10.07.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 10.07.2019;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от заключения договора с Заявителем.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии ГУП "Петербургский метрополитен" Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что подана одна заявка на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 4.3.3 тома 1 Документации "в случае если на Конкурс (лот) поступила заявка только одного участника, конкурс (лот) признается несостоявшимся, конкурсная комиссия Управления метрополитена вправе принять одно из следующих решений: о заключении договора с единственным участником конкурса либо о незаключении договора с единственным участником. В случае если все заявки по конкурсу (лоту) отклонены, кроме одной, или в случае, если в конкурсе участвовал только один из нескольких допущенных участников, конкурсная комиссия Управления метрополитена вправе принять одно из следующих решений: о заключении договора с единственным участником конкурса либо о незаключении договор с единственным участником. В случае если на конкурс (лот) не подано ни одной заявки или заявки всех участников отклонены, конкурсная комиссия Управления метрополитена отражает в протоколе факт отсутствия поданных заявок или факт отклонения всех заявок.
Решение о заключении договора с единственным участником принимается комиссией либо в случае наличия срочной потребности в закупке (например, исполнение предписаний контролирующих органов,предотвращение чрезвычайного происшествия;устранение последствий аварии, стихийного бедствия; предотвращение кражи, порчи имущества; обеспечение сохранности объектов критической инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности), либо если поступила заявка единственного участника, являющегося единственным изготовителем товара (обладателем исключительных прав, единственным исполнителем в регионе и т.п.).
Во всех остальных случаях принимается решение о незаключении договора".
Кроме того, аналогичные положения о праве Заказчика не заключать договор с победителем закупки установлены пунктом 2.2.2.33 Положения о закупках, что противоречит положениям части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Согласно письменным пояснения Заказчика, на участие в Конкурсе подана только 1 заявка, которая соответствует требованиям Закона о закупках, Документации, Заказчик вправе заключать договор по результатам такой закупки в силу требований Документации, а также Положения о закупках.
Кроме того, представитель Заявителя пояснил, что в адрес Заявителя не направлен проект договора.
Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Таким образом, по результатам проведения конкурентной закупки заказчик обязан заключать договор с победителем.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, отказавшегося заключать договор с Заявителем по результатам Конкурса нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Дополнительно сообщаем, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Фортесс" (ИНН: 7801405650, ОГРН: 1069847119462) от 15.07.2019 N 1203, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС от 16.07.2019 N 78/23496/19, на действия (бездействие) заказчика ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции производственной базы электродепо "Дачное" Петербургского метрополитена (извещение N 31907964579) обоснованной.
Признать в действиях ГУП "Петербургский метрополитен" нарушения части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 23.07.2019 N 223-ФЗ-788/19.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2019 г. N 223-ФЗ-788/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2019