Дата оглашения решения: 25 июля 2019 года город Иваново
Дата изготовления решения: 30 июля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: <_>
членов Комиссии: <_>
в присутствии представителей ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго"): <_>
в отсутствие представителей ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлены о поступлении жалобы, её содержании, а также о месте и времени рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" на действия закупочной комиссии ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго") при проведении запроса котировок в электронной форме на право на заключение договора на поставку арматуры к СИП для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго") (извещение о закупке N31907874336) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" на действия закупочной комиссии ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго") (далее - Закупочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на право на заключение договора на поставку арматуры к СИП для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго") (извещение о закупке N31907874336).
В жалобе Заявитель указывает, что Закупочной комиссией неправомерно отклонено предложение участника ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА", так как предложение участника полностью соответствует требованиям утвержденной закупочной документации. Согласно протоколу очно-заочного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников от 01.07.2019 Закупочной комиссией принято решение отклонить заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на основании пп. "г" п. 4.3 извещения (наличие рекламаций (отрицательного опыта по исполнению ранее заключенных договоров). Вывод Закупочной комиссии о наличии у ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" рекламаций (отрицательного опыта по исполнению ранее заключенных договоров) не соответствует действительности.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с жалобой Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было. Представители Заказчика пояснили, что для отклонения заявки было единственное основание - пп. "г" п. 4.3 Извещения, в котором под отрицательным опытом понимается наличие отрицательных отзывов и рекламаций, подтвержденных судебными решениями. При этом в пп. "г" п. 4.3 извещения при определении понятие "отрицательный опыт" допущена техническая ошибка при указании вида договоров - подряд и оказание услуг, в то время как необходимо было указать также поставку, поскольку предметом закупки N31907874336 является поставка арматуры к СИП для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго"). Заказчиком к письму NИвэ/20-02-01/99 от 24.07.2019 представлена судебная практика, подтверждающая наличие отрицательного опыта у ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" по исполнению договоров поставки.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, заслушав представителей Заказчиков, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), размещенном на официальном сайте Единой информационной системы (http://www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) 26.12.2018 (основание присоединения к положению - Решение Совета директоров ПАО "МРСК Центра и Приволжья" от 25.12.2018 (Протокол от 25.12.2018 N343), согласно сведениям официального сайта ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго") используется данное Положение о закупке N1120004116).
В соответствии с извещением N31907874336, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:
1) 16.05.2019 на официальном сайте была размещена "Закупочная документация", включающая извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 16.05.2019 NИвэ/20-01-05/100, Приложение N1 "Техническое задание" и N2 "Проект договора" к указанному извещению (далее - Извещение).
2) начальная (максимальная) цена договора: 744 362,83 рублей, с учетом НДС;
3) дата начала срока подачи заявок: "16" мая 2019 года;
4) дата и время окончания подачи заявок: "24" мая 2019 года (время московское);
5) согласно протоколу очно-заочного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников от 01.07.2019 на участие в закупке подано 6 заявок, 5 из которых признаны соответствующими условиям запроса котировок, 1 заявка - ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" отклонена;
6) согласно протоколу очно-заочного заседания Закупочной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры от 08.07.2019, победителем признано ООО "ЭНЕРГОСТРОЙМОНТАЖ".
22.07.2019 между ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго") и ООО "ЭНЕРГОСТРОЙМОНТАЖ" заключен договор на поставку арматуры к СИП для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго").
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки.
Ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно протоколу очно-заочного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников от 01.07.2019, Закупочной комиссией принято решение отклонить заявку ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" на участие в запросе котировок в электронной форме на основании пп. "г" п. 4.3 Извещения (наличие рекламаций (отрицательного опыта по исполнению ранее заключенных договоров).
П. 4 Извещения установлен порядок проведения закупки (этапов закупки), подведения итогов закупки.
Согласно п. 4.1 и 4.2 Извещения заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, установленными извещением о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных извещением о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в извещении о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 4.3 Извещения Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным в извещении о закупке, в том числе, если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в извещении о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено в извещении о закупке), подана на отдельные позиции или часть объема по какой-либо из позиций закупаемого в соответствии с Техническим заданием перечня услуг/работ;
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным в извещении о закупке.
г) Заказчик вправе отклонить Заявку Участника в случае наличия отрицательных отзывов и рекламаций (отрицательного опыта) по исполнению ранее заключенных договоров с ПАО "МРСК Центра и Приволжья", его филиалов и ДЗО, а также по заключенным договорам с иными Заказчиками. Под отрицательным опытом понимается:
- наличие замечаний Заказчика по составу и качеству оказания услуг/выполнения работ, задержка устранения дефектов в услугах/работах и/или задержка возмещения расходов Заказчика на устранение указанных дефектов;
- несоблюдение сроков окончания услуг/работ и сдачи результата услуг/работ Заказчику, предусмотренных договором подряда;
- иные нарушения существенных условий заключенных договоров подряда.
В случае не предоставления Участником в составе Заявки хотя бы одного из перечисленных в пункте 3.5 Документации документов, Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку данного Участника.
В п. 4.6 Извещения установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке закупочной комиссией принимается решение:
- о признании участника и/или заявки участника соответствующей требованиям извещения о закупке;
- о признании участника и/или заявки участника несоответствующими требованиям извещения о закупке и отклонении заявки участника от участия в закупке.
По результатам рассмотрения заявок участников закупки составляется протокол, в котором указывается информация, предусмотренная Законом о закупках и Положением о закупке Заказчика, в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке (в случае принятия Закупочной комиссией соответствующего решения) с указанием положений извещения о закупке.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что для отклонения заявки было единственное основание - наличие отрицательного опыта по исполнению ранее заключенных договоров поставки. Однако такого основания отклонения заявки на участие в закупке Извещением не предусмотрено. В Извещении отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, устанавливающий, в частности, возможность отклонения заявки Общества в связи с наличием отрицательного опыта по исполнению ранее заключенных договоров поставки.
Действия Закупочной комиссии по отклонению заявки ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" в отсутствие предусмотренного извещением о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке нарушают ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОМЕХАНИКА" на действия закупочной комиссии ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго") при проведении запроса котировок в электронной форме на право на заключение договора на поставку арматуры к СИП для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго") (извещение о закупке N31907874336) обоснованной.
2. Установить в действиях Закупочной комиссии нарушения ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать в связи с заключением 22.07.2019 договора между ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Ивэнерго") и ООО "ЭНЕРГОСТРОЙМОНТАЖ" на поставку арматуры к СИП для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Ивэнерго").
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 25 июля 2019 г. N 037/07/4-178/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.07.2019