Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<..> -заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<..>- начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
П<..> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N022/05/21-455/2019, возбужденное по признакам нарушения п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе", по факту размещения и распространения рекламы алкогольной продукции пива "Вайцен" в газете "Курорт Белокуриха" N20(623) от 23.05.2019 года,
в отсутствии заявителя,
с участием лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, рекламораспространителя АО "Курорт Белоуриха" (ОГРН 1022200534608), в лице представителя по доверенности Л<..>Н.В.
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина Российской Федерации (вхд.N197732 от 14.06.2019 г.) по факту распространения рекламы алкогольной продукции, а именно пива "Вайцен" от компании "Пивной Барон" в газете "Курорт Белокуриха" N20 (623) от 23.05.2019 года. К заявлению приложены фотографии газеты.
Заявитель указывает, что в распространяемой рекламе нарушаются требования п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
К заявлению представлены фотографии газеты, из которых следует, что на 8 странице газеты "Курорт Белокуриха" размещена статья "Аутентичное немецкое кафе откроется на "Белокурихе-2", под статьей на правах рекламы (о чем свидетельствует пометка "реклама") размещен рекламный макет с изображением пивного бокала наполненного пенным напитком с информацией, следующего содержания: "Пивной Барон "Вайцен"-светлое нефильтрованное ПШЕНИЧНОЕ ПИВО с оригинальным вкусом. Предлагаем вам обратить внимание на сорт пшеничного пива "Вайцен" (Weizen). Он стоит отдельно в линейке предложений от пивоварни "Барон фон Альбрехт", поскольку обладает необычным для пива вкусом. В нем ощущается изысканная кислинка с отчетливым цитрусовым оттенком. На это влияют и компоненты, и особенности приготовления. Варится "Вайцен" на 60% из пшеничного солода таких сортов, как "Пильзнер", "Мюнхер" и "Пшеничный", а также двух видов хмеля: "Нюрсен Бревер" и "Сапфир". Пиво производится посредством верхового брожения, что сказывается на его вкусе и аромате. Аромат же светлого нефильтрованного пшеничного пива "Вайцен"-поистине царский, его приятное благоухание вы не спутаете ни с чем. Приглашаем вас попробовать его и оценить" Часы работы: ежедневно с 12:00 до 24:00, г.Белокуриха, ул.Объездная, 45а. 8-962-819-<..>". Реклама сопровождается надписью "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
В заседании Комиссии представитель АО "Курорт Белокуриха" Л<..> О.В. доводы, представленные в письменных пояснениях Общества, поддержала, пояснила, что размещением и публикацией рекламы АО "Курорт Белокуриха" занимается отдел маркетинга АО "Курорт Белокуриха", начальником которого является Г<..> С.Г. Также представитель пояснила, что макет рекламы был передан посредством электронной связи редактору газеты "Курорт Белокуриха" К<..> М.С., нарушение признала.
Комиссия управления Федеральной Антимонопольной службы по Алтайскому краю, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
Обозначенная выше информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к кафе "Пивной Барон", рекламируемому пиву "Вайцен", способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Согласно подпункту 7 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается-пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Требования к рекламе алкогольной продукции, в том числе пива и напитков изготавливаемых на основе пива, установлены статьей 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.1 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2014 N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции настоящего Федерального закона) в части размещения в печатных изданиях рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, не применяются с 1 января 2019 года.
Согласно отзыву и документам, представленным на определение о возбуждение дела N022/05/21-455/2019, организацией, размещением и публикацией рекламы в газете "Курорт Белокуриха" занимается отдел маркетинга АО "Курорт Белокуриха", начальником которого является Г<..> С.Г. Макет пива "Вайцен" от компании "Пивной барон" для публикации в газете "Курорт Белокуриха" утвержден начальником службы маркетинга Г<..> С.Г. в феврале 2017 года и в этот же период был передан, посредством электронной связи редактору газеты "Курорт Белокуриха" К<..> М.С. для опубликования в газете. С февраля 2017 года по июнь 2019 года указанная реклама была размещена в газете "Курорт Белокуриха".
Таким образом, реклама алкогольной продукции пива "Вайцен" в газете "Курорт Белокуриха" N20 (623) от 23.05.2019 года размещена с нарушением п.1 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Комиссией установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО "Курорт Белокуриха", учредитель газеты "Курорт Белокуриха".
Присутствующая в заседании Комиссии представитель АО "Курорт Белокуриха" Л<..> Н.В. пояснила, что размещение и распространение рекламы прекращено. В заседание Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представлены доказательства устранения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рассматриваемую рекламу алкогольной продукции пива "Вайцен", размещенную и распространенную в газете "Курорт Белокуриха" N20 (623) от 23.05.2019 года, ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать АО "Курорт Белокуриха" (ОГРН 1022200534608) нарушившим требования п.1 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание о прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <..> К
Члены Комиссии <..> Б
<..> П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 июля 2019 г. N 022/05/21-455/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.07.2019