Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии: Рысева Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: Копылов Станислав Александрович - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
Ясиненко Елена Васильевна - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу N 074/07/3-1271/2019 ООО ПП "АГАТ" на действия Муниципального унитарного Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (далее - ММПКХ) при проведении аукциона в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива (извещение N 31908007638), в присутствии представителя ООО ПП "АГАТ", представителя ММПКХ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ПП "АГАТ" на действия ММПКХ при проведении аукциона в электронной форме на поставку бензина и дизельного топлива (извещение N 31908007638).
Согласно доводам жалобы заявка ООО ПП "АГАТ" была необоснованно отклонена аукционной комиссией по причине того, что заявка не содержала конкретные показатели товара, а именно в заявке не указано конкретное значение октанового числа.
Податель жалобы при описании характеристик предлагаемого к поставке товара использовал формулировку "не менее_", что по мнению ООО ПП "АГАТ" соответствует требованиям технического задания.
Согласно уточнению к жалобе ООО ПП "АГАТ" указывает, что аукционная документация подразумевает неоднозначную трактовку требований аукционной документации: в техническом задании Заказчик указал, что описание предмета закупки (наименование характеристик), в котором Заказчик указал октановое число бензина с формулировкой "не менее.." является неизменяемым показателем, при этом, пунктом 4.2 аукционной документации предусмотрено, что участник должен указать конкретное значение.
ММПКХ с доводами жалобы не согласно, представило письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе.
Согласно позиции Заказчика при сертификации товара, предлагаемого к поставке возможно установить конкретные показатели, определяющие соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям документации о проведении аукциона.
Следовательно, представленная подателем жалобы заявка в части технического описания товара, предлагаемого к поставке, содержащая показатели октанового числа с формулировкой "не менее" не соответствует требованиям аукционной документации.
Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно частям 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Протокол подведения итогов размещен на официальном сайте ЕИС 02.07.2019, протокол определения участников закупки (на этапе отбора) размещен на ЕИС 27.06.2019, жалоба ООО ПП "АГАТ" подана в антимонопольный орган 01.07.2019.
Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган ООО ПП "Агат" соблюдены, заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В составе закупочной документации в пункте 4.1 Заказчик разместил инструкцию по заполнению заявки, согласно которой заявка на участие в аукционе состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в коротком аукционе направляется участником аукциона оператору ЭТП в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктами 4.2 и 4.3 раздела 4 закупочной документации.
Согласно пункту 4.2 закупочной документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие на поставку товара на условиях извещения и документации о коротком аукционе по форме, предусмотренной регламентом работы ЭТП;
б) техническое описание товара, в котором участник должен предоставить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании (Приложение N1 к закупочной документации), указание на наименование товара, предлагаемого к поставке участником, марку товара, наименование страны происхождения товара.
Техническое задание, разработанное Заказчиком представлено в составе закупочной документации в виде Таблицы 1.
Таблица 1 - Техническое задание. Наименование и описание предмета закупки.
N п/п |
Наименование |
Описание предмета закупки (наименование характеристик) |
Единица измерения |
Количество |
Неизменяемый показатель | ||||
1. |
Бензин автомобильный АИ-95 |
Неэтилированный бензин, экологический класс К5, октановое число не менее 95 |
Литр |
8000 |
2. |
Бензин автомобильный АИ-92 |
Неэтилированный бензин, экологический класс К5, октановое число не менее 92 |
Литр |
22000 |
3 |
Бензин автомобильный АИ -80 |
Неэтилированный бензин октановое число не менее 80 |
Литр |
112000 |
4. |
Топливо дизельное |
Топливо дизельное межсезонное экологического класса К5 |
Литр |
56000 |
Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчик в Техническом задании в столбце "Описание предмета закупки (наименование характеристик)" указал, что данный показатель является неизменяемым. Значение октанового числа бензина установлено Заказчиком с формулировкой "не менее_" в зависимости от марки бензина.
В пункте 4.2 закупочной документации Заказчиком размещена общая инструкция, предусматривающая различные варианты заполнения заявки участником в зависимости от требований Заказчика. А именно, в случае применения Заказчиком в Техническом задании слов "не менее", "не ниже" - участником предоставляется конкретное цифровое значение равное или превышающее указанное. В случае применения Заказчиком в Техническом задании значений со знаком "-" участник в заявке предлагает диапазонное значение, заданное техническим заданием (включаются верхние и нижние границы диапазона).
Если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком" - участник не вправе изменять указанные характеристики.
Описание предмета закупки (наименование характеристик) содержится в Техническом задании в колонке "Неизменяемый показатель", что не предполагает в соответствии с требованиями закупочной документации изменение участником закупки указанных характеристик. При этом, далее Заказчиком в этой же колонке используется характеристика показателя октанового числа с формулировкой "не менее..", что в соответствии с требованиями закупочной документации предполагает указание участником закупки в заявке конкретного значения показателя.
Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования относительно заполнения первой части заявки в части указания характеристик поставляемого товара (октанового числа бензина), в соответствии с которыми участнику закупки не представляется возможным определить конкретные требования к заполнению первой части заявки.
Вывод Комиссии Челябинского УФАС России подтверждается фактическими обстоятельствами, а именно на участие в закупке было подано две заявки, в одной из которых были указаны конкретные значения октанового числа, в другой заявке (подателя жалобы) данные характеристики не изменялись и были указаны в соответствии с Техническим заданием.
Таким образом, действия ММПКХ по указанию в закупочной документации противоречивой информации относительно требований к указанию участником в заявке характеристик товара (значения октанового числа), вводят в заблуждение участников закупки относительно реальных требований, установленных Заказчиком и являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Довод подателя жалобы об указании Заказчиком в закупочной документации противоречивой информации является обоснованным.
Учитывая, что Заказчиком были сформулированы противоречивые требования к указанию участником в заявке характеристик товара (значения октанового числа) в первой части заявки, а закупочная комиссия при принятии решения о допуске или не допуске заявок к участию в закупке руководствуется только требованиями Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и закупочной документацией, закупочная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в закупке заявки ООО "АГАТ". При этом, причиной отклонения заявки ООО "АГАТ" является несоблюдение Заказчиком требований Закона о закупках и указание Заказчиком противоречивых требований к указанию участником в заявке характеристик товара (значения октанового числа).
В связи с чем, Комиссией Челябинского УФАС России принято решение о выдаче ММПКХ предписания об отмене результатов проведенной закупки и возвращение на стадию формирования закупочной документации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия МУП "ММПКХ" обоснованной.
Признать действия МУП "ММПКХ", выразившиеся в указании в закупочной документации противоречивой информации относительно требований к указанию участником в заявке характеристик товара (значения октанового числа), нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать ММПКХ обязательное для исполнение предписание.
Передать информацию, содержащуюся в жалобе ООО "АГАТ", должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Е.Г. Рысева
Члены Комиссии С.А. Копылов
Е.В. Ясиненко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2019 г. N 074/07/3-1271/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.07.2019