Резолютивная часть решения объявлена 9 июля 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены Комиссии - заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N 068/05/5-120/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы акции кафе "Автосуши", c недостоверными сведениями, содержащей признаки нарушения пунктов 3,4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление физического лица (вх. от 12.03.2019 N 1405) о распространении в эфире радиоканала "Серебряный век" (Loveрадио Тамбов 102.4 Fm), принадлежащего ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ", акции кафе "Автосуши", содержащей недостоверные сведения.
В результате рассмотрения материалов, приложенных к обращению заявителя, установлено следующее.
В эфире "Love радио" на частоте 102.4 FM в марте 2019 года распространялась реклама кафе "Автосуши" следующего содержания: "Ммм, какая пара. Не пара, а парочка. Вкусная парочка от Автосуши. Участвуй в акции вкусная парочка от сети кафе "Автосуши" и "Автопицца". Ролл "Филадельфия" и ролл на выбор за 299 рублей. Телефон бесплатной доставки 333-343. Автосуши и автопицца. Закажи прямо сейчас. Акция действует с 15 января по 31 марта этого года. Подробности на автосуши.ру".
8 марта 2019 года заявитель обратился в кафе "Автосуши" по указанному в рекламе номеру доставки 333-343, заказал роллы по рекламируемой акции Ролл "Филадельфия" и ролл на выбор (Ролл "с жареным лососем") за 299 рублей. Однако, сумма в чеке составила 400 рублей, а не как было заявлено в рекламе 299 рублей, при этом в оплату включена доставка.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в кафе "Автосуши", является ИП <_> (<_>).
Вышеуказанная реклама распространялась в эфире радиоканала "Серебряный век" (Loveрадио Тамбов 102.4 Fm), принадлежащего ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ" (ОГРН 1026801223261 ИНН/КПП 6832038159/682901001, 392000, г. Тамбов, ул. Студенецкая-Набережная, д. 20, корп.А).
04.04.2019 возбуждено дело N 068/05/5-120/2019 по признакам нарушения пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
На рассмотрение дела N 068/05/5-120/2019 представители ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ" представили письменные пояснения, в которых указали, что материалы для размещения в радиоэфире предоставлялись в готовом виде, рекламный ролик не содержит признаков нарушения п. 3, 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе и в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения рекламного законодательства.
ИП Новикова Л.Б. письмом от 22.04.2019 (вх. N 3503) сообщила, что 8 марта 2019 года заявитель оформил заказ роллов "Филадельфия" и "с жареным лососем", сумма покупки составила 400 рублей. Согласно условиям акции, размещенным на сайте avtosushi.ru, данная акция не действует 07.03.2019 и 08.03.2019. Информация о необходимости ознакомления с деталями акции присутствует в аудиоролике.
Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С 01 марта 2019 года по 31 марта 2019 года в эфире "Love радио" на частоте 102.4 FM распространялась реклама кафе "Автосуши" следующего содержания: "Ммм, какая пара. Не пара, а парочка. Вкусная парочка от Автосуши. Участвуй в акции вкусная парочка от сети кафе "Автосуши" и "Автопицца" ролл "Филадельфия" и ролл на выбор за 299 рублей. Телефон бесплатной доставки 333-343. Автосуши и автопицца. Закажи прямо сейчас. Акция действует с 15 января по 31 марта этого года. Подробности на автосуши.ру".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламная информация, размещенная в эфире "Love радио", адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на привлечение внимания клиентов к акции и получении при соблюдении всех ее условий скидки, формирует и поддерживает интерес к данной акции и способствуют возникновению желания обратиться в указанное кафе с целью получения роллов за 299 рублей с бесплатной доставкой, следовательно, является рекламной.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В рекламе содержится одно указание, что с 15 января по 31 марта этого года при одновременном заказе Ролла "Филадельфия" и ролла на выбор сумма составит 299 рублей, доставка будет бесплатной.
При этом на упоминаемом в рекламе сайте содержится иная информация (7 и 8 марта бесплатной доставки нет) о чем нет предупреждения в тексте рекламы.
Согласно данным сайта tb.avtosushi.ru акция "Вкусная парочка" действовала в период с 15.01.2019 по 31.03.2019 (кроме 07-08.03.2019). При покупке ролла Филадельфия с огурцом и ролла, участвующего в акции, действует специальная цена. Акция действует при одновременной покупке двух роллов:
- ролл "филадельфия с огурцом"+ролл "с жареным лососем"=299 рублей;
- ролл "филадельфия с огурцом"+ролл "с копченой курицей"=299 рублей;
- ролл "филадельфия с огурцом"+ролл "с овощной темпура без авокадо"=299 рублей.
Акция действует на доставку, в кафе и с собой. Акция не суммируется с другими проходящими акциями и предложениями (нельзя применить несколько скидок/бонусов от разных акций к одному акционному товару).
В соответствии с приказом N 1 от 10.01.2019 сотрудником <_>. - <_>.: дата проведения акции с 15.01.2019 по 31.03.2019 (кроме 07-08.03.2019), условия, формат и порядок должны быть приняты в соответствии с приложением N 1 к данному приказу.
Заявителем были соблюдены условия, перечисленные в рекламе: заказаны роллы по акции "Филадельфия" и ролл на выбор (ролл "с жареным лососем"), однако, скидка на роллы не была предоставлена, сумма по чеку составила 400 рублей, включая ролл "с жареным лососем" 175 р., ролл "Филадельфия с огурцом" 209 р. и платную доставку 16 р (товарный чек N сс14825649 от 08.03.2019).
Представители ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ" и ИП <_>на рассмотрении дела заявили, что скидка по акции на бесплатную доставку не была предоставлена, поскольку 7 и 8 марта акция не действовала, подробную информацию об условиях акции, в т.ч. сроках ее проведения, можно было уточнить на сайте автосуши.ру. В рассматриваемом случае информация достоверна и не содержит признаков нарушения рекламного законодательства.
Комиссия полагает указанные доводы несостоятельными в силу следующего.
В целях всестороннего рассмотрения дела, а также объективности оценки содержания рассматриваемого радиоролика, Тамбовское УФАС России провело заседание Экспертного совета по рекламе. В обсуждении приняли участие представители Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, Управления Росздравнадзора по Тамбовской области, Комитета по информационной политике администрации города Тамбова, Департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации области, Тамбовской областной торгово-промышленной палаты.
Члены Экспертного совета по рекламе в результате изучения всех тем и материалов, вынесенных на экспертный совет, в том числе прослушивания радиоролика, пришли к единогласному выводу, что акция действует в предложенный период с 15 января по 31 марта, и никаких исключений в рекламе не содержится. Также члены Экспертного совета по рекламе отметили, что поскольку реклама является звуковой, а название сайта произносится скороговоркой без подробного обозначения букв и знаков, то обращение потребителей рекламы к сайту за дополнительной информацией по условиям акции является затруднительным.
Кроме того, с целью изучения независимого мнения потребителей Тамбовским УФАС России был проведен анкетированный опрос потребителей в возрасте от 18 до 74 лет.
В анкете была приведена реклама и поставлен следующий вопрос:
"Следует ли из содержания рекламы, что с 15 января по 31 марта, в любой из дней в этом периоде, можно воспользоваться условиями акции?"
На выбор были предложены следующие варианты ответов:
"-Да, из рекламы ясно, что акция действует на протяжении всего периода с 15 января по 31 марта";
"-Нет, возможны исключения отдельных дат в указанном периоде, существование таких ограничений надо уточнить на сайте автосуши.ру".
Результаты следующие: 65 респондентов посчитали, что акция действует на протяжении всего периода с 15 января по 31 марта, респондентов, что возможны исключения отдельных дат в указанном периоде, не выявлено.
Таким образом, 100 % из опрошенных респондентов считают, что поучаствовать в акции "Вкусная парочка" можно на протяжении всего периода с 15 января по 31 марта.
С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой рекламе содержится информация о том, что при одновременном заказе ролла "Филадельфия" и ролла на выбор сумма составит 299 рублей, однако, в рекламе отсутствуют сведения, что акция не действует в определенные даты (07-08.03.2019). Кроме того, в рекламе, а также на сайте отсутствуют сведения, что доставка в определенные дни будет платной.
Таким образом, рекламная информация не соответствовала действительности, поскольку отличалась от заявленного в рекламе предложения, в ней отсутствовала часть существенной информации об ограничениях в сроках акции, а также платной доставке. Неуказание данных сведений в рекламе препятствовало потребителям получить полную и достоверную информации о предложенной акции.
С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с договором от 15.02.2019 N 17 на оказание услуг по рекламно-информационному обеспечению, заключенному между ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ" и ИП Новиковой Л.Б., Общество обязалось по заданию Заказчика оказать услуги по размещению рекламных материалов в эфире радиоканала "Серебряный век" на частоте 102.4 Fm в городе Тамбове, продолжительностью 27 сек., с 18.02.19 по 28.02.19, 79 трансляций. Согласно п. 2.1 договора Исполнитель (ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ") обязуется обеспечить размещение рекламной информации о Заказчике на условиях и в объеме, утверждаемых в настоящем Договоре.
ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ" письмом от 03.07.2019 (вх. N 4276) указало, что рекламный ролик был получен Обществом от ИП <_>в готовом виде по электронной почте.
В соответствии с актом от 31.03.2019 N 95 услуги по размещению рекламы выполнены полностью и в срок, заказчик (ИП <_>) претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
С учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_>, рекламораспространителем ООО "Информационное Агентство "Тамбов-Информ".
Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено. Реклама распространялась в период с 1 марта по 31 марта 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Ммм, какая пара. Не пара, а парочка. Вкусная парочка от Автосуши. Участвуй в акции вкусная парочка от сети кафе "Автосуши" и "Автопицца" ролл "Филадельфия" и ролл на выбор за 299 рублей. Телефон бесплатной доставки 333-343. Автосуши и автопицца. Закажи прямо сейчас. Акция действует с 15 января по 31 марта этого года. Подробности на автосуши.ру", распространявшуюся с 01 марта 2019 года по 31 марта 2019 года в эфире "Love радио" на частоте 102.4 FM, поскольку в ней нарушены требования пунктов 3,4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.Н. Колодина
Члены Комиссии Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова А.Н., 8(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 9 июля 2019 г. N 068/05/5-120/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.07.2019