Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Малышева О.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: директора Майданова А.С. (распоряжение от 28.06.2019 N2053р), Левчук М.С. (доверенность от 18.07.2019), Жезловой И.В. (доверенность от 18.07.2019);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
12 июля 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ДАРИОН-СВЕТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МУП "Горсвет" МО "Город Архангельск" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуги лизинга (финансовой аренды) на приобретение осветительного оборудования (извещение N 0524300000619000029). Заявителем подана жалоба 11 июля 2019 года в 19:42.
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе"
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.07.2019 N 1173/02.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
27.06.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0524300000619000029 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения договора на оказание услуги лизинга (финансовой аренды) на приобретение осветительного оборудования (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена договора - 5 671 746,60 рублей.
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
24.06.2019, 27.06.2019 внесены изменения в извещение и документацию об аукционе.
Заявитель считает, что техническое задание оформлено под строго определенную продукцию конмании ООО "Просвет", поставка эквивалентов не возможна.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является оказание услуг лизинга (финансовой аренды) на приобретение осветительного оборудования.
Предметом лизинга является светодиодные светильники для уличного освещения, которые должны соответствовать техническим требованиям, установленным Техническим заданием документации об аукционе.
Согласно статье 664 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 15 Закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", существенным условием договора лизинга является условие о предмете. При этом в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. В частности, это означает, что в договоре должно быть указано не только наименование оборудования, но и иные индивидуализирующие признаки (номер серии, производитель, заводской номер и т.д.). Более того, часть 3 статьи 15 Закона N 164-ФЗ прямо указывает, что при отсутствии данных, позволяющих определенно установить предмет лизинга, условие о предмете. Конкретные технические характеристики предмета лизинга - уличных светильников определены в соответствии с потребностями Заказчика. Закупка проводится не среди производителей светодиодных светильников для уличного освещения, а среди лизингодателей. Начальная (максимальная) цена контракта определена исходя из трех коммерческих предложений на оказание услуг лизинга.
Следовательно, требования к техническим и функциональным характеристикам Технического задания документации об аукционе позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к предмету лизинга, что в свою очередь позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе, тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения исполнителя, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, положения ФЗ "О контрактной системе" не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товара.
Учитывая нормы ФЗ "О контрактной системе", основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных ФЗ "О контрактной системе" ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе не установлено Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
Согласно части 3 статьи 14 ФЗ "О контрактной системе" в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 ФЗ "О контрактной системе", в том числе указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Следовательно, Постановление N 968 применяется при поставке товаров.
Кроме того, согласно части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" в документации об электронном аукционе должна содержаться информация, указанная в извещении о проведении такого аукциона.
Исходя из извещения и документации об аукционе объектом закупки являются услуги лизинга, а не поставка товаров.
Следовательно, в данном случае положения Постановление N 968 не распространяются.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
Заявитель указывает, что параметр "напряжение питающей сети В176-264 АС" установлен Заказчиком не в соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В соответствии с указанным ГОСТ настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Следовательно, данный ГОСТ не применяется производителями уличных светильников.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
При проведении на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановой проверки осуществления закупки установлено следуюшее.
Согласно части 5 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе", со статью 42 ФЗ "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона указываются 6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Из преамбулы части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" следует, что в документации об электронном аукционе должна содержаться информация, указанная в извещении о проведении такого аукциона.
В извещении (от 27.06.2019 NИИ4) установлено: "Дата и время окончания подачи заявок - 12.07.2019 10:00",
Однако, в пункте 3.2 раздела "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлено: "Дата и время окончания срока подачи заявок -10.07.2019 г. в 10 час. 00 мин. (по Московскому времени)".
Следовательно, документация об аукционе не соответствует в данной части извещению.
Таким образом, Заказчиком нарушена преамбула части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДАРИОН-СВЕТ" необоснованной.
2. Признать Заказчика - МУП "Горсвет" МО "Город Архангельск", нарушившим преамбулу части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
3. Предписание не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на итоги электронного аукциона.
3. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 12 июля 2019 г. N 191мз-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.07.2019