Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2019 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы о Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., врио главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Шарутина С.А.
с участием:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Региональный диспетчерский центр" (далее также - ООО "Региональный диспетчерский центр", заявитель) представителя не направило, о времени, дате и месте заседания Комиссии извещено надлежащим образом;
от заказчика - муниципального казенного учреждения Ярославского муниципального района "Транспортно-хозяйственное управление" (далее также - заказчик) директора Шелкошвейна К.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Региональный диспетчерский центр" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения Ярославского муниципального района "Транспортно-хозяйственное управление" при проведении запроса котировок в электронной форме (далее также - запрос котировок) на право заключения муниципального контракта на поставку блоков СКЗИ, установку и активацию (извещение N 0371300004019000008) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд),
установила:
11.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Региональный диспетчерский центр" (исх. N 445 от 10.07.2019) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения Ярославского муниципального района "Транспортно-хозяйственное управление" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку блоков СКЗИ, установку и активацию (извещение N 0371300004019000008).
Заявитель в жалобе указывает, что документация о проведении запроса котировок составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе пункт 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, поскольку одним из требований, установленных в документации является условие о том, что работы должны производиться по месту нахождения мастерской поставщика, находящейся в городе Ярославле, что, по мнению заявителя, приводит к ограничению участников, территориально расположенных за пределами указанного муниципального образования.
Кроме того, заявитель отмечает, что в извещении и документации о проведении запроса котировок информация об объекте закупки указана не в полном объеме, в частности, не представляется возможным установить необходимость осуществления поверки, предлагаемого к закупке объекта, что в свою очередь, затрудняет осуществить расчет себестоимости объекта закупки и, соответственно, определить условия участия в такой закупке.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения по существу жалобы, считает жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - муниципальным казенным учреждением Ярославского муниципального района "Транспортно-хозяйственное управление" в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 03.07.2019 размещено извещение N 0371300004019000008 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку блоков СКЗИ, установку и активацию (извещение N 0371300004019000008) вместе с документацией о проведении запроса котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Закона N 44-ФЗ под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 82.2 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона N 44-ФЗ), пунктах 9 - 11 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 82.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме должен быть приложен проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса.
В отношении довода заявителя о неправомерности установления в документации территориального ограничения в отношении места оказания услуг - муниципального образования - город Ярославль, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В пункте 1.3 приложенного к Извещению о проведении запроса котировок проекта контракта определено, что поставщик обязуется осуществить поставку блоков СКЗИ, установку и активацию по месту нахождения своей мастерской в городе Ярославле, расположенной по адресу (далее указывается адрес поставщика), в рабочие дни в период с 9.00 до 17.00 время московское.
Аналогичная информация указана заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме "Место оказания услуги" (по месту нахождения мастерской поставщика, находящейся в городе Ярославле).
В Извещении об осуществлении запроса котировок установлено, что наименование и описание объекта закупки определяется техническим заданием (приложение N1), где, в том числе, включена информация о территориальном ограничении места оказания услуг (работы должны производиться по месту нахождения мастерской Поставщика, находящейся в городе Ярославле, в рабочие дни в период с 9.00 до 17.00 время московское).
Как следует из пояснений заказчика, при установлении территориального ограничения, в первую очередь, заказчик исходил из целесообразности затрат (как временных, так и финансовых) бюджетного учреждения, учитывая, что оказание услуг по замене блоков СКЗИ осуществляется на специализированный автотранспорт, оснащенный ограничителями скорости, предназначенный для перевозки детей (в своих пояснениях заявитель приводит расчеты по затратам на бензин применимо к 4 (четырем) автобусам ПАЗ и 1 (одной) Газели в случае исключения из документации территориального ограничения).
Указание в документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, вместе с тем заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах; при этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
Представитель заказчика пояснил, что заявленным в документации об осуществлении запроса котировок требованиям по удаленности соответствуют, как минимум, три потенциальных участника (в подтверждение чему заказчиком представлена информация о коммерческих предложениях общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Сигнал Сервис", индивидуального предпринимателя Потемкиной Е.В., индивидуального предпринимателя Маклашина А.В.).
Согласно протоколу рассмотрения заявок по запросу котировок "поставка блоков СКЗИ, установка и активация" (N извещения 0371300004019000008) от 12.07.2019 (размещен в ЕИС 12.07.2019) на участие в процедуре закупки подано 2 заявки, участники которых признаны соответствующими требованиям, установленным документацией о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1, частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, Комиссия полагает необоснованным утверждение заявителя об ограничении круга потенциальных участников закупки, поскольку территориальные ограничения обусловлены спецификой деятельности заказчика.
Рассмотрев довод заявителя о том, что в извещении и документации о проведении запроса котировок информация об объекте закупки указана не в полном объеме, в частности, не представляется возможным установить необходимость осуществления поверки, предлагаемого к закупке объекта, что в свою очередь, затрудняет осуществить расчет себестоимости объекта закупки и, соответственно, определить условия участия в такой закупке, Комиссией установлено следующее.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как было отмечено выше, в Извещении об осуществлении запроса котировок установлено, что наименование и описание объекта закупки определяется техническим заданием (приложение N1).
Исходя из содержания Технического задания следует, что заказчиком установлена потребность в оказании услуги по замене блоков СКЗИ тахографов АТОЛ Drive 5 и КАСБИ DT-20M, установленных на транспортных средствах заказчика, которая включает в себя:
- поставка блока СКЗИ к указанным моделям тахографов;
- деактивация старых блоков СКЗИ;
- замена блоков СКЗИ;
- активация модулей СКЗИ;
- калибровка тахографов с выдачей свидетельства о калибровке.
Следовательно, заказчик в зависимости от своих потребностей документации о проведении запроса котировок устанавливает требования к предлагаемым к поставке товарам и услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию о проведении запроса котировок такие характеристики и требования к товарам и услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций; при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в закупочную документацию требований к товарам и услугам, являющимся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и оказываемым услугам.
Таким образом, при формировании извещения и документации о проведении рассматриваемого запроса котировок, заказчик обозначил исчерпывающий перечень необходимых условий для поставки блоков СКЗИ в целях оснащения имеющегося автопарка, из содержания которого представляется возможным определить составляющие цели достижения закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика при формировании документации о запросе котировок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный диспетчерский центр (ИНН 3525278481, ОГРН 1123525006934) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения Ярославского муниципального района "Транспортно-хозяйственное управление" (ИНН 7627028858, ОГРН 105762596633) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку блоков СКЗИ, установку и активацию (извещение N 0371300004019000008) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Лебедева
Члены Комиссии Е.И. Катричева
С.А. Шарутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 июля 2019 г. N 076/06/64-328/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.07.2019