по результатам рассмотрения жалобы
ООО "РИО"
Дело N 021/06/64-425/2019 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
<_>;
<_>;
<_>;
в присутствии от:
заказчика - Министерства Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - <_>,
уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РИО" - <_>,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ОМЧС "Резерв" - <_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИО" (далее - ООО "РИО") на положения аукционной документации Заказчика - Министерства Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на освежение средств индивидуальной защиты органов дыхания (изв. N 0115200001119001883) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 23.07.2019 обратилось ООО "РИО" с жалобой на положения аукционной документации Заказчика - Министерства Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на освежение средств индивидуальной защиты органов дыхания (изв. N 0115200001119001883) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "РИО" указывает, что аукционная документация Заказчика нарушает положения законодательства о контрактной системе, а именно:
- установление требований к закупаемым товарам в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России от 23 мая 2017 года N 2-4-71-24-11 не соответствует положениям Закона о контрактной системе, так как данные методические рекомендации не прошли государственную регистрацию, не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке;
- документация об аукционе не содержит информацию о продолжительности времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, что не позволяет участнику закупки оценить соответствие предлагаемой к поставке товара условиям закупки;
- требование к фильтрующим противогазам "должны быть универсальными по назначению и защитным свойствам" является неизмеримым и неопределяемым для потенциального участника закупки.
На основании вышеизложенного, ООО "РИО" просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
В заседании Комиссии Заявитель поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указали, что аукционная документация не нарушает нормы Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленной закупки является Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
12.07.2019 в 14 час. 42 мин. Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115200001119001883 о проведении электронного аукциона на освежение средств индивидуальной защиты органов дыхания, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 221 334, 40 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Разделом I технической части аукционной документации (далее - Техническое задание) предусмотрены требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов.
По доводу Заявителя о том, что установление требований к закупаемым товарам в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России от 23 мая 2017 года N 2-4-71-24-11 не соответствует положениям Закона о контрактной системе, так как данные методические рекомендации не прошли государственную регистрацию, не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке, Комиссией установлено следующее.
Из пункта 1 Технического задания следует, что в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России от 23 мая 2017 года N 2-4-71-24-11 к поставке требуются фильтрующие противогазы с защитой от аварийно химически опасных веществ, предназначенные для применения в районах возможного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" следует, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Комиссией установлено, что "Методические рекомендации по определению номенклатуры и определению объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления и организациями" от 23.05.2017 N 2-4-71-24-11 утверждены МЧС России.
Следовательно, у Заказчика имелись основания ссылаться на указанные методические рекомендации при формировании описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия признает данный довод заявителя необоснованным.
По доводу заявителя о том, что документация об аукционе не содержит информацию о продолжительности времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, что не позволяет участнику закупки оценить соответствие предлагаемой к поставке товара условиям закупки, Комиссия приходит к следующему выводу.
Пунктом 2 Технического задания установлено, в том числе, что в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России от 23 мая 2017 года N 2-4-71-24-11 поставляемые фильтрующие противогазы должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, а также должны быть универсальными по назначению и защитным свойствам:
Категория лицевой части - маска категории 3 по ГОСТ 12.4.293-2015 (маска специального назначения, предназначенная для применения в аварийных условиях, п. 2.1.3 ГОСТ 12.4.293-2015).
Сочетание марок комбинированного фильтра - не менее A, B, E, K, SX(CO), NOP3 по ГОСТ 12.4.235-2012 (п. 4.1.1, п. 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2012).
Комбинированный фильтр должен пройти испытания и обеспечивать время защитного действия, соответствующее ГОСТ 12.4.235-2012, по следующим тест-веществам (п. 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2012): циклогексан (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 3,5 мг/дм3), хлор (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 3,0 мг/дм3), сероводород (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 1,4 мг/дм3), циановодород (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 1,1 мг/дм3), диоксид серы (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 2,7 мг/дм3), аммиак (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 0,7 мг/дм3), оксид азота (объемная доля - 0,25%, массовая концентрация - 3,1 мг/дм3), диоксид азота (объемная доля - 0,25%, массовая концентрация - 4,8 мг/дм3).
В комплект каждой единицы фильтрующего противогаза должны входить:
1. Лицевая часть (маска).
2. Комбинированный фильтр.
3. Сумка фильтрующего противогаза для его хранения и переноски.
Допускаются иные комплектующие, если их наличие предусмотрено изготовителем.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее -ГОСТ).
ГОСТ 12.4.235-2012 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" (далее - ГОСТ 12.4.235-2012) распространяется на противогазовые и комбинированные фильтры, предназначенные для использования в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД), и устанавливает общие технические требования, методы испытаний и маркировку.
Из пункта 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2012 следует, что время защитного действия противогазовых фильтров, в том числе входящих в состав комбинированных фильтров и фильтров специальных марок, должно соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 - 4.
Комиссией установлено, что в вышеуказанных таблицах указано время защитного действия противогазовых фильтров в условиях испытания.
Следовательно, в техническом задании содержится ссылка на ГОСТ 12.4.235-2012, который регламентирует время защитного действия противогазовых фильтров.
Кроме того, участник закупки при указании конкретных значений показателей должен учитывать, что минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться, взаимосвязаны друг с другом исходя из их физического смысла, нормативных документов (в том числе, ГОСТов) или установленных требований аукционной документации.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия признает необоснованным.
Наряду с изложенным довод заявителя о том, что требование к фильтрующим противогазам "должны быть универсальными по назначению и защитным свойствам" является неизмеримым и неопределяемым для потенциального участника закупки, Комиссия считает несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 2 Технического задания приведены характеристики предмета закупки, определяющие назначение и защитные свойства фильтрующего противогаза с указанием действующих ГОСТов.
Следовательно, содержащиеся в техническом задании характеристики позволяют участнику закупки определить соответствие закупаемого товара с установленными заказчиком требованиями.
Вместе с тем, представитель Заявителя в заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, в связи с чем указанные доводы не нашли подтверждения.
С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России не находит достаточных оснований для признания жалобы ООО "РИО" обоснованной.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "РИО" необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РИО" на положения аукционной документации Заказчика - Министерства Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на освежение средств индивидуальной защиты органов дыхания (изв. N 0115200001119001883) необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30 июля 2019 г. N 021/06/64-425/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.08.2019